Нужна «калитка»: глава Utair предложил отказаться от гигантских аэропортов
Лента новостей
По мнению Андрея Мартиросова, они не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Какие аргументы у противников хабов в воздушных гаванях?
Огромные аэропорты себя изжили, нужна «калитка» к самолету — об этом на заседании комиссии РСПП заявил гендиректор Utair Андрей Мартиросов. По данным РБК, он подверг критике инвесторов, строящих циклопические сооружения. Тренд, по его мнению, сейчас совсем другой.
Мировая авиаиндустрия отходит от практики гигантских хабов-аэропортов. Залы ожидания, терминалы, фудкорты, магазины, стоянки, несколько этажей — настоящий мини-город — уже не в тренде. Растущие проблемы авиаотрасли в эпоху пандемии и перекосы в логистике в пользу крупных городов заставили задуматься об этом и российских перевозчиков. С одной стороны, заявляется, что в аэропортах будет распознавание лиц, чтобы ускорить поток людей, с другой — продолжается строительство гигантских залов ожидания. Людям, условно говоря, нужна «калитка на аэродроме», а не огромные фудмоллы. Поэтому хабы-аэропорты — это технология вчерашнего дня, говорит авиаэксперт, главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. Правда, за редкими исключениями, как в Стамбуле, где три года назад открыли аэропорт площадью 1,5 млн квадратных километров.
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Хабовая модель, когда строятся огромные аэропорты-хабы, в которых аккумулируется пассажиропоток, возможно, устаревает. Тенденция к тому, чтобы лететь на самолете меньшей вместимости, но напрямую, прямым рейсом между двумя городами. Теряется интерес к огромным А380, они снимаются с производства. Вот что он имел в виду. Но то, что строить просто «калитку», — тоже перебор. Тенденция идет к тому, что аэропорты пытаются зарабатывать в первую очередь на неавиационных доходах. Я думаю, что хабовая модель еще будет очень долго сохраняться, особенно на дальнемагистральных перевозках».
Конечно, огромные аэропорты — далеко не главная проблема нашего авиарынка. Но и сказать, что все авиапотоки в России заняли Москва и Санкт-Петербург и забрали трафик у регионов, тоже нельзя. Да, крупнейшие аэропорты страны продолжают расширение: два года назад, прямо в начале пандемии, в «Шереметьево» запустили международный терминал С. Но в то же время появились новые небольшие аэропорты в Ростове-на-Дону и Саратове, новые терминалы в Нижнем Новгороде и Самаре. А на опасения главы Utair о том, что мы останемся с пустыми гигантскими сооружениями, за рубежом есть ответ. На территориях старых аэродромов США, Германии, Канады, Греции и других стран разбивают парки, открывают музеи, стадионы и даже отели. Вариантов масса.
Главным аргументом против «сжатия» аэропортов остаются новые требования безопасности. А они предполагают растущую инфраструктуру, говорит гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:
Виктор Горбачев гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Аэропорт — это не автобусная остановка, что подошел, сел и поехал. Хочешь не хочешь, ужесточаются требования по обеспечению авиационной безопасности. Должны мы предоставить комфорт, люди должны сесть, отдохнуть, кто-то приехал раньше, кто-то захочет и перекусить. Поэтому делаются крупные хабы-аэропорты. Если говорить о мелких аэропортах регионального значения и местных воздушных линиях — и то там нужно обождать, пока ты пройдешь все эти процедуры. Нельзя делать их как павильоны».
На заседании комиссии РСПП выступили и представители S7: по их статистике, сейчас аэропорты компенсируют снижение прибыли увеличением тарифов. И за этот год стоимость обслуживания в аэропортах выросла на 15%. По оценкам аналитиков авиарынка, объем пассажиропотока может не вернуться к допандемийным значениям уже никогда. Слишком велик отток бизнес-сегмента, который перешел в онлайн и перестал ездить на форумы и встречи. А что касается туризма и ситуации с закрытыми границами — еще неизвестно, сколько лет будет лихорадить.