«Ситуация чрезвычайная»: Москалькова прокомментировала дело против «Мемориала»
Лента новостей
Генпрокуратура требует ликвидировать организацию из-за нарушения ею закона об иноагентах. Суды пока взяли паузу в деле. По мнению политолога Георгия Бовта, судьба «Мемориала» решится на встрече Путина с СПЧ
Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова прокомментировала ситуацию вокруг «Мемориала». «Очень важно посмотреть, насколько достаточно правовых юридических оснований для того, чтобы прекратить деятельность организации», — сказала Москалькова в интервью НТВ. По ее словам, «если ликвидируется любая общественная организация — ситуация чрезвычайная». Омбудсмен сообщила, что у нее на приеме были руководители «Мемориала» и их адвокаты, она внимательно выслушала их аргументы.
Сейчас параллельно идут сразу два процесса. В рамках первого Верховный суд разбирается в деле о ликвидации объявленного иностранным агентом «Международного Мемориала». В этом процессе суд сделал перерыв до 14 декабря. Другое дело о ликвидации слушается в Мосгорсуде в отношении правозащитного центра «Мемориал» — тоже признанного иностранным агентом. Центр — член «Международного Мемориала», но у него отдельное юрлицо. По второму делу 23 ноября Мосгорсуд продлил предварительные слушания. Все потому, что представитель прокуратуры не смог ответить, на каких основаниях проводилась проверка надзорного органа.
В обоих исках сказано, что организации нужно ликвидировать, так как они «грубо нарушают» закон об иностранных агентах. По словам Москальковой, Верховный суд «не просто взял паузу, а задал стороне обвинения, если можно ее так назвать, подавшей иски о ликвидации организации, вопросы; суд не удовлетворен тем, что эти вопросы не готовы к разрешению».
Пауза вполне ожидаема, говорит политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Я думаю, что и Москалькова, и два суда, Московский и Верховный, хотят не столько подробнее изучить обстоятельства дела, сколько они хотят услышать нюансы в речи выступления Владимира Путина на встрече с СПЧ, которая намечена вроде бы на 9 декабря. В зависимости от того, что они там услышат, они и предпримут дальнейшие действия. Я думаю, что судьба обоих «Мемориалов» будет решена именно на этой встрече. Если Путин скажет что-то, смягчающее их судьбу, тогда суды примут соответствующее смягчающее решение, а если он скажет, что они все равно враги народа, тогда изучение обстоятельств приведет их к такому же выводу довольно быстро».
В поддержку «Мемориала» выступили десятки деятелей искусства и правозащитников, а также 60 членов РАН и два российских Нобелевских лауреата — Дмитрий Муратов и Михаил Горбачев. Ситуацию вокруг организации обсуждают в том числе на светских мероприятиях. Петицию на платформе Change.org подписали более 120 тысяч человек.
Те, кто поддерживает «Мемориал», говорят, что откладывание рассмотрения дела в принципе ничего не значит, угроза обеим организациям все еще остается. Тем не менее важно, что к делам привлечено внимание, говорит главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов:
Дмитрий Муратов главный редактор «Новой газеты» «Когда глава Следственного комитета по пародийному письму возбуждает проверки в отношении исполнителей Noize MC — Ивана Алексеева и Мирона Федорова — Oxxxymiron, не разобравшись даже, что это издевательство, пришедшее по электронной почте, то здесь позиция Москальковой чрезвычайно выгодно отличается от представителя силовых структур, хотя Татьяна Николаевна — генерал. Когда она говорит с безусловным одобрением, что суд взял паузу, чтобы разобраться, я это никак не трактую, потому что решения принимаются в каких-то кабинетах, названия и номера которых мне мало известны. Но то, что это не отговорки под названием «все решит суд», а то, что суд решил разобраться и сама она тоже разбиралась, — это достойно уважения».
Пока организации работают в предлагаемых обстоятельствах. В минувшие выходные в Москве прошла выставка-ярмарка Non/fiction. «Международный Мемориал» в ней участвовал. На стенде организации было предупреждение со словами, что это «российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента». Причем эта надпись была набрана более крупным шрифтом, чем само название «Мемориал».