Технический сбой помешал голосованию против проекта Минпромторга о закупке лекарств
Лента новостей
Участники фармотрасли опасаются, что так называемый механизм «второй лишний», дающий преференции производителям из ЕАЭС, в итоге снизит конкуренцию и качество закупаемых лекарств
Голосованию против проекта постановления Минпромторга помешал (ссылка ведет на сайт СМИ-иноагента) сбой на сайте кабмина. Публичное обсуждение механизма «второй лишний» для закупки жизненно важных лекарств проводилось до 3 декабря. За несколько часов до окончания голосования сайт работал, но голосовать не давал. Из-за этого многие противники не смогли проголосовать в тот момент, когда разрыв составлял всего 300 голосов. Документ создает преференции производителям лекарств из ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
В чем суть постановления Минпромторга? И что будет, когда документ вступит в силу?
О разработке так называемого предложения «второй лишний» стало известно весной из поручений вице-премьера Татьяны Голиковой. Суть документа в том, что заказчик должен отклонить все остальные заявки, если при закупках лекарственных препаратов из перечня стратегически значимых будет подана заявка от поставщика, полный цикл производства которого, начиная с синтеза молекулы действующего вещества, организован на территории стран — членов Евразийского экономического союза. То есть Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии или России. Это и есть правило «второй лишний».
В проекте Минпромторга содержится перечень из 15 лекарственных препаратов. Пока только их госзакупка будет приоритетной по сравнению с иностранным товаром.
Против этой инициативы сразу выступили многие пациентские организации и фармассоциации. Ведь предложенные критерии отбора препаратов ведут к ограничению конкуренции, а значит, и к повышению цен на лекарства, качество которых пока остается под вопросом.
Комментирует руководитель отдела междисциплинарной онкологии Центра имени Дмитрия Рогачева, член правления Российского общества клинической онкологии Николай Жуков:
Николай Жуков руководитель отдела междисциплинарной онкологии Центра имени Дмитрия Рогачева, член правления Российского общества клинической онкологии «Априори это говорит о том, что мы готовы закупать более дорогие препараты, если они произведены на нашей территории, так это звучит в переводе. Если у вас нет денег, то вы не будете покупать просто на часть больных. Если вы могли купить 100 упаковок, вы купите 90, а больных у вас осталось 100, потому что бюджет здравоохранения ограничен. Но и вопрос качества, опять же, при отсутствии какого-то внешнего контроля и возможности сравнивать и использовать альтернативные препараты. Это может привести к тому, что у нас появятся «жигули» и «москвичи» в нашем фармацевтическом рынке. То есть они вроде бы тоже ездят, тоже на четырех колесах, где-то там ездят «мерседесы», где-то там ездят «москвичи».
Цель Минпромторга понятна — поднять отечественную фармацевтическую промышленность. Производители полного цикла нужны, но сейчас просто расчищают рынок для нескольких игроков, не соблюдая баланс интересов и жестко продавливая нужный документ, считает Елена Грачева, член правления фонда «Адвита», помогающего онкобольным. В фонде используют четыре препарата из списка Минпромторга. Все они российского производства:
Елена Грачева член правления фонда «Адвита» «Мы с ними уже работаем, эти лекарства уже сколько-то лет на рынке. Качество их приличное. Но выбор у врача должен быть. Если вы хотите сделать лекарство конкурентноспособным, значит, помогайте производителям, вот как это с машинами. Огромное количество усилий было вложено в эту «Ладу», и она вполне сейчас конкурентоспособная, то есть не за счет того, что из страны выгнали всех остальных производителей, а за счет того, что помогли отечественному. Стимулировать фарму, чтобы она производила собственные субстанции, а не закупала черт-те что абы где. Но не допускать монополизации рынка. Польза от этого проекта очевидная, но есть чудовищные риски, что лекарство может физически исчезнуть. Если что-то произойдет на производстве, монополисты могут диктовать свои условия рынку и свои цены, биоаналоговые препараты, а там в основном такие — очень разные в зависимости от производителя. Может быть, аллергические реакции, это может быть качественный препарат, но не подходить по каким-то причинам».
Практически все сырье для отечественного производства лекарств приходило из Индии и Китая. Но в прошлом году многие поставки из-за пандемии были сорваны. Нынешнее постановление — это первый шаг к переходу на внутреннее производство. Это не кардинальный, а многолетний процесс. И монополия здесь исключена. Комментирует депутат Госдумы, экс-председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС Станислав Наумов:
Станислав Наумов депутат Госдумы, экс-председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС «Важно, чтобы пациенты услышали и понимали, что речь идет сейчас о пилотном проекте, который затрагивает только 15 наименований лекарственных средств, и в любом случае, конечно же, всегда будет сохраняться конкуренция. Это будут четыре компании на каждое из таких лекарственных средств, которые будут делать это лекарство, основываясь на субстанции, сделанной на территории Российской Федерации. Там конкуренция будет точно такая же, ценовая. Только сейчас это конкуренция между производителями из Китая и из Индии, а будет конкуренция между разными производителями из Российской Федерации либо страны Евразийского экономического союза. То есть это абсолютно неправильные названия, я неоднократно говорил коллегам, что хватит использовать негативные какие-то понятия типа «второй лишний». Это не капусту с колбасой закупают для общепита, это лекарство, поэтому тут никаких лишних быть не может».
В Минпромторге отмечают, что в дальнейшем перечень препаратов, попадающих под новый механизм, может быть расширен. Минздрав и ФАС пока безмолвствуют.