Топливо есть, но его не берут: почему Алтаю не пригодился собственный уголь?
Лента новостей
Сегодня в рубрике «Бизнес говорит» рассказ алтайского предпринимателя. Он откликнулся на материал Business FM о том, что в Сибири не хватает угля: из-за высоких мировых цен топливо вывозят за рубеж
«Мы как бедные родственники», — говорит основной владелец алтайской угольной компании «Мунайский разрез» Евгений Тростянецкий. Бизнесмен обратился в редакцию после того, как мы рассказали о том, что в Сибири, в частности, в Алтайском крае, не хватает угля. Из-за высоких мировых цен его вывозят на экспорт.
Евгению принадлежит единственное угольное предприятие региона. Его разрабатывали еще в советские времена, потом забросили. А несколько лет назад предприниматель купил разрез и возобновил разработку. Запасов, по данным бизнесмена, вполне хватает, чтобы полностью обеспечить Алтай углем. Он пытался еще летом разговаривать с властями, готов был заключить долгосрочные контракты. И если бы это произошло, то сейчас, по словам Тростянецкого, проблем бы с углем в регионе не было. Но отношения пока не сложились.
Евгений Тростянецкий бизнесмен «Предлагали сразу, еще летом заключить договор, чтобы всем было удобно. Для них фиксированная цена, а для нас понятны объемы, понятна рентабельность, мы спокойно работаем и никак не зависим от ситуации на бирже. Если бы даже что-то «скакнуло», что, собственно, мы сейчас имеем, мы как коммерсанты, конечно, хотели бы поднять цены, но, естественно, мы этого не делаем и поставляем по цене, по которой мы отыгрались. Это хорошо для края. Но на сегодняшний день мы контракты выполняем, а таких долгосрочных отношений с краем нет».
Все дело в марке топлива, который добывают в разрезе. Там залежи бурого угля, а он считается ниже каменного по качеству. Бурый легче горит и выделяет меньше тепла. Правда, у него есть и свои преимущества, и химические и, главным образом, ценовые. Он дешевле каменного угля, и везти его до котельных с разреза по понятным причинам ближе, чем топливо из Кузбасса или Казахстана.
То, что бурый уголь хуже качеством, не означает, что им нельзя топить. Есть страны, где его активно используют, и так же могли бы делать и на Алтае. Но когда власти объявляют конкурсы на поставку топлива, то в условиях контрактов обычно пишут «каменный уголь», а о буром нет ни слова, поэтому во многих конкурсах компания Тростянецкого в принципе участвовать не может.
— Мы пытаемся бороться за то, чтоб по нему проводили аукционы, потому что мы же не можем влиять активно на, условно говоря, ЖКХ, которое формирует сам тендер. Если пишут в условиях тендера только каменный уголь, то мы не можем даже подать документы на участие, хотя с точки зрения эффективности использования это большой вопрос, какой лучше.
— В тех, в которых вы участвуете, побеждаете за счет цены?
— Да, конечно.
— Всегда?
— Как правило, да. Нам дают, грубо говоря, как бедному родственнику, 100 тысяч с чем-то тонн и все. А реально потребление 500 тонн, то есть в пять раз больше.
Проблема, возможно, связана еще и с тем, что разработку разреза возобновили относительно недавно, а с поставщиками каменного угля у Алтая уже давно налажены отношения. Впрочем, официальный сайт региона в октябре сообщил, что местные специалисты сейчас проверяют качество бурого топлива, и еще неизвестно, чем эта проверка закончится.
Возможно, в следующем году мир придет в себя, цены на уголь стабилизируются, и дефицита не будет, и можно будет снова обойтись без местного топлива. А может быть, произойдет все то же самое, что и сейчас. Вот только резко увеличить добычу бурого угля в алтайском разрезе не получится, для этого надо менять технологическую цепочку, а значит, и договариваться заранее.
Но это все нюансы отношений бизнеса и власти. А вот жителям сибирского региона, наверное, все равно, каким углем отапливают их дома. Лишь бы горело.