Skoda грозит дилерам разрывом контрактов за повышение цен на автомобили
Лента новостей
Дефицит автомобилей позволяет дилерам увеличивать маржу за счет продажи вместе с машиной дополнительного оборудования, без которого купить ее нельзя и которое увеличивает ее стоимость в два раза
Автопроизводитель Skoda пригрозил разрывом контрактов дилерам, завышающим цены на авто. В своем обращении дистрибьютор напоминает, что допоборудование не может быть обязательным условием для покупки. Как на письмо отреагировали сами дилеры?
С тех пор как на рынке возник дефицит автомобилей из-за закрытых границ и нехватки полупроводников, некоторые дилеры, спасая бизнес, обкатали новую схему. На сайте дается базовая стоимость, а в салоне называется уже другой ценник, на полмиллиона-миллион выше. О том, как это работает, рассказывает жительница Владивостока Екатерина:
«Выбрали Skoda Rapid. Стоимость была на сайте у дилеров 1 миллион 70 тысяч. Мы приехали в салон, и нам сказали: «Нет машины по такой цене, можете ее подождать полгода». В салоне есть в наличии, но там куча навесного оборудования. Коврики, сигнализация, защитная решетка. И все это дороже на полмиллиона. Мы на такую цену не рассчитывали. Мы просто отказались от покупки».
Первой к своим дилерам обратилась Skoda. Дистрибьютор напоминает о правах потребителей, о том, что никакое допоборудование не должно быть для клиента обязательным. Указаны и возможные санкции — вплоть до разрыва контракта с дилером в одностороннем порядке. В «Шкода Авто Россия» подлинность письма Business FM подтвердили. Вот только вряд ли оно произведет большое впечатление на дилеров, считает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «К сожалению, такие письма, якобы грозные, но на самом деле достаточно беззубые, не возымеют действия. Позавчера видел объявление о продаже нового Volkswagen Polo за почти 2,5 млн рублей. Очень некрасивая ситуация, единственные в этой ситуации, кто находится в выигрыше, это китайские марки, такого острого дефицита машин у них нет, и, во-вторых, насколько я знаю, они очень серьезно подходят к отношениям с дилерами: «Ребят, если вы хотите заработать 50 тысяч, мы на это закроем глаза, если вы хотите заработать на машине 500 тысяч, то мы с вами работать не будем, машин у вас не будет».
Достаточно поставить себя на место дилера: цены повышаются не от хорошей жизни, рассказывают игроки рынка. Да, условная Lada Granta уже приближается к стоимости базовых бюджетных Kia Rio и Hyundai Solaris. Да, клиент зачастую не может отказаться от навязанных аксессуаров, когда увидел желаемую машину в салоне: дефицит сильно сказывается, альтернатив-то нет. С другой стороны, дилерам не приходят обещанные поставки от дистрибьюторов — а выживать как-то надо, поясняет директор по маркетингу «Авилон» Андрей Каменский:
Андрей Каменский директор по маркетингу «Авилон» «С одной стороны, рынок перегрет, но с другой стороны, не нужно забывать о том, что с учетом огромного дефицита автомобилей, который до сих пор есть на рынке, другого какого-то варианта выйти из ситуации и дилеры в том числе не видят. Дилер недополучает сейчас объем автомобилей. И чтобы компенсировать затраты на персонал, затраты на содержание зданий... Безусловно, дилер постоянно задает импортерам вопрос о доступности автомобилей. И на следующий год планирование производства есть, но нет гарантии поставки этих автомобилей. Тут тоже такая не совсем прозрачная пока история».
На фоне дефицита и высоких цен автолюбители вспомнили про перегон машин из Европы. Но затея эта сейчас бессмысленна: цены различаются не более чем на 5-10%, закладывать надо дорогу и растаможку. Дефицит авто сейчас по всей Европе, а границы закрыты. Остаются автодилеры. И даже если примеру Skoda последуют другие поставщики, модель работы сразу не поменяется, подтверждает директор по развитию дилерского бизнеса автохолдинга «Максимум» Александр Кустов:
Александр Кустов директор по развитию дилерского бизнеса автохолдинга «Максимум» «То, что Skoda приняла такое решение, не означает, что такое же решение будет принято по остальным брендам концерна Volkswagen. Это не будет являться, уверен, для нас основанием для пересмотра портфеля брендов. Вся ситуация с дефицитом автомобилей, я думаю, будет постепенно сходить на нет, это не произойдет очень быстро, но я ожидаю, что в течение четырех-шести месяцев мы уже увидим такой устойчивый тренд на уменьшение дефицита, который мы сейчас наблюдаем. Это стабилизирует рынок цен на автомобили у официальных дилеров».
С накрутками цен от дилеров борются и российские концерны, но своими методами. УАЗ попросил сообщать о подобных прецедентах, а «АвтоВАЗ» будет включать опции в базовую стоимость и ставить аксессуары прямо на заводе, забрав это право у дилеров.