Насколько опасным может оказаться штамм «омикрон»?
Лента новостей
На текущий момент информации о более тяжелом течении заболевания, вызванного этим штаммом, нет. Но уже ясно, что удержать «омикрон» в пределах Африканского континента не удалось. Центр Гамалеи и РФПИ готовы представить модифицированную вакцину к середине февраля 2022 года
Обновлено в 21:53
Центр Гамалеи начал разработку вакцины против варианта «омикрон». Как утверждают в РФПИ, массовый выпуск модифицированного для штамма «омикрон» «Спутника» может начаться уже через 45 дней. Сами разработчики предварительно считают, что оригинальный «Спутник» будет эффективен и против «омикрона».
«Если же, что маловероятно, модификация будет необходима, мы предоставим несколько сотен миллионов доз «Спутника Омикрон» к 20 февраля 2022 года», — заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
Глава Центра Гамалеи Александр Гинцбург в беседе с «Интерфаксом» добавил, что экспериментальная работа по модификации вакцины займет не более десяти дней, на прохождение разрешительных процедур потребуется около 50 дней. Насколько реалистичен такой график?
Комментирует гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков:
Николай Крючков гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» «Понять, какова должна быть структура антигена, который необходимо включить в вакцину, это, в общем, дело не настолько сложное с учетом того, что уже понятны особенности этой линии. Другое дело, когда мы говорим даже о производстве опытной серии готовой лекарственной формы или субстанции — это, в общем, процесс не слишком тривиальный. Дальше, соответственно, нужно выполнить все те же обычные процедуры для, скажем так, оценки качества и финального продукта, в том числе очистку выполнить, проверить соответствие соответствующих спецификаций на саму субстанцию. После этого получить готовую лекарственную форму, ее также необходимо проверить в соответствии с нормативной документацией, спецификацией. И только после этого, после оценки хотя бы иммуногенности, которая, понятное дело, исследуется в небольшом эксперименте, только после этого можно говорить о том, что да, мы получили опытную партию продукта. Но опытная партия продукта — это начальный этап, и, соответственно, нетрудно догадаться, что это все занимает не 45 дней, а значительно большее время».
Тем временем «омикрон» уже может быть повсюду — за выходные его обнаружили почти на всех континентах, в том числе в пяти странах Европы.
Минздрав Египта в понедельник опроверг обнаружение в стране первого случая «омикрона», хотя ранее нулевым пациентом в Европе стала приехавшая из Египта бельгийская туристка.
Одновременно медики в ЮАР сообщают, что в стране пока почти не наблюдают случаев тяжелого течения болезни.
Изолировать «омикрон» в пределах Южной Африки, судя по всему, не удалось — несмотря на массовую отмену рейсов и ограничения для путешественников. К вечеру понедельника о выявлении варианта сообщили десять неафриканских государств, в том числе Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия и Италия, и в некоторых случаях речь идет уже не об импорте «омикрона», а о передаче внутри страны. Вероятная причина в том, что даже в самых развитых странах секвенированию подвергается лишь малая доля образцов вируса, и когда лаборатория находит первый случай мутации, в стране уже присутствуют десятки и сотни больных, которые не знают о том, что у них именно «омикрон».
В этом плане наибольшую опасность для России представляет даже не Европа, а Египет. В понедельник египетские власти опровергли выявление в стране первого пациента с мутацией, однако в Бельгию из Египта еще в середине месяца вернулась зараженная «омикроном» туристка. Это практически гарантирует, что вариант в стране присутствует, и указывает на недостатки египетской программы секвенирования. Учитывая, что там находятся десятки тысяч российских туристов, как в Египте с профилактическими мерами? Рассказывает обозреватель Business FM Михаил Задорожный, который еще до кризиса поехал в Хургаду:
Михаил Задорожный обозреватель Business FM «Все ограничения сводятся к тому, что на каждом углу висят плакаты с призывами надевать маски, чтобы не заразить других. Но по факту никто в этих масках не ходит. Просто для примера: я сегодня прогулялся до Hurghada City Center — это как ГУМ в Москве, торговый центр. Там на входе даже через рамки пропускают всех посетителей, досматривают на предмет оружия или чего-то еще. Но даже сами охранники, которые меня досматривали сегодня, тоже были без масок».
В Ассоциации туроператоров России в воскресенье, 28 ноября, заявили, что регулярному и чартерному авиасообщению с Египтом ничего не угрожает и поводов для беспокойства нет. Разделяют ли оптимизм российские туристы? Рассказывает пиар-директор туркомпании «Русский экспресс» Анна Филатовская:
Анна Филатовская пиар-директор туркомпании «Русский экспресс» «Скажем так, спрашивают аккуратненько: что будет, если тур будет аннулирован. Но аннуляций как таковых нет. Разве что есть момент такой: например, сегодня продажи не было. Возникает ощущение, что народ затаился и ждет все-таки развития событий: запретят, не запретят. Турпоток — огромный. Его обеспечивает куча туроператоров, есть очень крупные туроператоры. Забито все».
Новых данных о свойствах варианта практически нет. Возможно, «омикрон» окажется более заразным — в последние недели в ЮАР к нему относятся практически все секвенированные образцы. С другой стороны, заболеваемость другими вариантами там крайне низкая, так что это может быть эффект низкой базы. Возможно, вакцины и естественный иммунитет будут хуже защищать от мутации, но это только гипотезы, не подтвержденные ни ВОЗ, ни национальными регуляторами. Зато определенные надежды внушают данные южноафриканских медиков. Говорит в эфире CNBC председатель Медицинской ассоциации ЮАР Анжелик Кутзе:
Собеседники Sydney Morning Herald даже теоретизируют, что «омикрон» может быть «спасением» человечества. Если мутация окажется заразнее «дельты», но будет вызывать минимальные симптомы, волна «омикрона» может стать чем-то вроде всеобщей естественной вакцинации. Пока это только гипотезы, а ведущие разработчики вакцин — Pfizer, Moderna и, с понедельника, Центр Гамалеи — уже занимаются адаптацией препаратов под новую линию ковида.