Из шести фигурантов дела экс-сенатора Арашукова вину признал только один
Лента новостей
Сам Рауф Арашуков отверг обвинения в участии в преступном сообществе, организации двух убийств и других преступлениях. Процесс по громкому делу, по прогнозам участников процесса, может занять не менее полугода. 30 ноября обвинение начинает представлять доказательства
Мосгорсуд приступил к рассмотрению по существу дела экс-сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова и его пятерых предполагаемых соучастников. Как сообщила Business FM адвокат главного фигуранта Анна Савицкая, после того как прокурор Мария Семененко озвучила фабулу обвинения, подсудимые высказали свое отношение к нему.
«Рауф Арашуков и четверо других подсудимых — его отец Рауль Арашуков, а также Казбек Булатов, Тимур Бетуганов и Андрей Филиппов — не признали вину», — сказала она.
По ее словам, согласился с обвинением лишь один подсудимый — бывший директор филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе Гузер Хашукаев. Он находится под домашним арестом. Ему вменяется растрата (ст. 160 УК РФ).
Четверо других фигурантов — экс-сенатор от КЧР Рауф Арашуков, его отец — бывший советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Рауль Арашуков, исполнявший обязанности руководителя Следственного комитета России по Карачаево-Черкесии генерал-майор юстиции в отставке Казбек Булатов, экс-начальник Центра противодействия экстремизму МВД КЧР подполковник Тимур Бетуганов и бывший следователь по особо важным делам Следственного управления по КЧР Андрей Филиппов — заключены под стражу.
В зависимости от степени участия и роли им предъявлены обвинения в организации преступного сообщества и участии в нем (ч. 3 ст. 210 УК РФ), убийстве (п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ), подкупе или принуждении к даче показаний или уклонению от дачи показаний (ч. 4 ст. 309 УК РФ) и в превышении должностных полномочий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Раулю Арашукову и Рауфу Арашукову вменяется хищение природного газа на сумму 3,8 млрд рублей на территории Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики, а также растрата 747 млн рублей под видом оплаты по договорам подряда и выплат заработной платы родственникам.
Кроме того, отец и сын Арашуковы обвиняются в организации убийств в 2010 году в городе Черкесске представителя молодежного движения черкесов Аслана Жукова и советника президента КЧР Фраля Шебзухова, которые, как утверждает следствие, препятствовали деятельности преступного сообщества, организованного Арашуковыми в 2003 году. Кроме того, экс-сенатору вменяют давление на свидетеля, а также организацию ложного доноса и организацию превышения служебных полномочий.
Обвинения в превышении должностных полномочий и участии в преступном сообществе предъявлены бывшим исполняющему обязанности руководителя следственного управления СК России по КЧР Казбеку Булатову, его подчиненному, следователю Андрею Филиппову, а также начальнику Центра по противодействию экстремизму республиканского МВД Тимуру Бетуганову. Они, утверждает следствие, «принимали меры к сокрытию доказательств противоправной деятельности Арашуковых».
Силовики на протяжении многих лет помогали Арашуковым избежать уголовной ответственности за совершение преступлений. В частности, следователь Филиппов под руководством Булатова занимался расследованием убийств Жукова и Шебзухова. Бетуганов же и его подчиненные осуществляли оперативное сопровождение дел. Несмотря на то что родственники убитых с самого начала заявляли о причастности к убийствам Арашукова-младшего, данную версию не проверяли.
Заседание, назначенное на половину одиннадцатого утра, стартовало только в 12:00. При этом на процесс в этот раз не приехали трое присяжных. С учетом того, что на предыдущее слушание 24 ноября (тогда заседание отложили) уже выбыл один из «народных судей», то из 25 запасных членов коллегии остался уже 21.
Интересно, что из потерпевших на первое заседание по делу не приехал ни один. Ими по делу признаны родственники Жукова (жена и сестра,) и Шебзухова (жена и брат), а также проходивший по делу об их убийстве и избитый телохранителями Рауфа Арашукова в 2018 году депутат горсовета Черкесска Руслан Карданов, а также компании «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и «Газпром межрегионгаз Черкесск». Никто из них в рамках дела пока иски не предъявил.
Подробности заседания Business FM рассказала адвокат главного фигуранта дела Рауфа Арашукова Анна Ставицкая:
Анна Ставицкая адвокат Рауфа Арашукова «Прокурор Мария Семененко выступала где-то больше часа. Она изложила присяжным обвинение, но не смогла сдержаться и все-таки начала оценивать доказательства и давала какие-то странные интерпретации. Один раз только ее судья прервала. Подсудимые молча сидели, слушали. Потом начали выступать адвокаты и высказывать отношение своих подзащитных к предъявленному обвинению. Первым выступил мой коллега, адвокат Рауля Арашукова Владимир Постанюк. Его судья начала прерывать и говорить, что он доносит до присяжных какую-то не ту информацию и что он должен выступать исключительно, с ее точки зрения, в пределах отношения к предъявленному обвинению. А это, с точки зрения судьи, того как она трактует закон, нужно было сказать: «Они обвиняются в том-то и том-то, и мы не виноваты». Понятно, что на этой стадии никто не может оценивать доказательства, и защита это знает, но свое отношение к предъявленному обвинению защита видит более широко, чем судья. Поэтому речь адвоката Постанюка была изначально скомкана. Он не мог ничего пояснить из-за того, что его прерывала судья, но потом он все равно довольно хорошо выступил и сказал, что все подсудимые невиновны и мы постараемся это доказать. Потом выступала я, было, в общем-то, то же самое. Поэтому то, что я планировала, я не сказала, а сказала ровно то, о чем судья разрешила сказать. Я сказала, что наши подзащитные не виноваты и мы просим присяжных внимательно оценивать доказательства. С помощью доказательств обвинения мы докажем невиновность подсудимых. Все остальные адвокаты выступили в том же духе. Подсудимые в суде присяжных не могли выступать, поэтому просто сказали, что не признают вину».
Ожидается, что 30 ноября прокуратура начнет представление доказательств по эпизоду об убийстве Аслана Жукова. По версии следствия, именно Рауль Арашуков, прозванный СМИ «газовым королем», дал указание сыну на убийство лидера молодежного движения «Адыге Хасэ» Аслана Жукова, а также советника экс-президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева Фраля Шебзухова. Рауф же Арашуков организовал преступления. По версии обвинения, мотивом стало то, что оба располагали информацией о преступном сообществе, которое возглавлял Арашуков-старший и которое занималось хищением газа, и хотели об этом рассказать. Кроме того, Шебзухов хотел занять пост председателя правительства КЧР, на то же место претендовал и Рауф Арашуков.
Жуков был застрелен киллером в марте 2010 года в машине на его собственной автомойке в Черкесске. На Шебзухова же несколько злоумышленников напали с бейсбольными битами в мае 2010 года рядом с его домом в Черкесске. Когда он попытался убежать, его застрелили. Исполнители убийства Шебзухова уже были осуждены в 2013 году.
Что же касается убийства Жукова, то тут не так все просто. Обвинявшийся в его убийстве Расул Аджиев был оправдан в марте 2012 года Черкесским городским судом КЧР в связи с непричастностью к преступлению. Однако в 2018 году он явился в правоохранительные органы с повинной и заявил, что совершил убийство якобы по указанию Рауфа Арашукова. Заказ, как писали СМИ, Аджиев получил через родственника сенатора Руслана Агоева.
На следствии Рауф Арашуков говорил о политической мотивированности дела, называя его организатором экс-сенатора от КЧР Вячеслава Дерева.
Адвокат Рауля Арашукова Владимир Постанюк в интервью Business FM назвал нелепым обвинение о причастности его подзащитного к убийствам общественных деятелей. «У Рауля Арашукова не было причин совершать противоправные действия в отношении них. Даже сам Аслан Жуков никогда не видел в глаза моего подзащитного», — сказал он.
Аналогичной позиции придерживается и защитник Рауфа Арашукова Анна Ставицкая. «Мотив убийства общественных деятелей абсолютно не доказан. Следствие так и не установило, какой информацией Жуков и Шебзухов якобы обладали о хищении газа и кому они собирались ее сообщить», — подчеркнула она. Адвокат отметила, что после убийства Фраля Шебзухова пост главы республики занял совершенно другой человек, а процедура назначения на эту должность Рауфа Арашукова «даже не начиналась».
По прогнозам участников процесса, разбирательство по делу, насчитывающее почти 400 томов, займет не менее полугода. Защита намерена настаивать на личном допросе в суде свидетелей, большая часть из которых проживает в Ставропольском крае или Карачаево-Черкесии. Их в деле свыше 100.
Дело в отношении еще 14 фигурантов, большая часть из которых — региональные руководители и сотрудники газовой отрасли, выделено в отдельное производство. Его рассмотрение по существу назначено на 3 декабря. Процесс будет вести профессиональный судья единолично.