Продовольственная инфляция в России исчисляется двузначными числами
Лента новостей
Такова оценка главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Россия, как и остальной мир, находится в состоянии высокой инфляции на все категории товаров. При этом ЦБ прогнозирует рост цен на продовольствие и в следующем году
Продовольственная инфляция в России уже двузначная. Об этом, выступая в Госдуме, заявила Эльвира Набиуллина. А ранее в ЦБ предположили, что цены будут расти и в следующем году, и отметили неопределенность со стороны мировых финансовых регуляторов.
Эльвира Набиуллина не стала приводить конкретную цифру продовольственной инфляции. Но сказала, что она уже стала двузначной. То есть не менее 10%, а вполне вероятно, и больше. Рост цен, как отметила глава ЦБ, связан с не очень хорошим урожаем, сокращением мигрантов, удорожанием рабочей силы и глобальным ростом мировых цен на продовольствие. Он в свою очередь вызван денежной эмиссией западных центробанков. Когда они выдали населению триллионы долларов, то деньги хлынули на товарные рынки. Основные биржевые цены пошли вверх. И вслед за этим во всем мире, в том числе в США, раскрутилась инфляционная спираль. А поскольку мы — часть мировой экономики, то и у нас продукты подорожали, поясняет завкафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финуниверситета Сергей Толкачев:
Сергей Толкачев завкафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финуниверситета «У нас ситуация, как и во всем мире, поскольку у нас внутренние цены по институциональным механизмам ценообразования привязаны к экспорту. Действует принцип нетбэк. Наши экспортеры ориентируются на мировые рынки, а внутри страны цену пытаются установить, диктовать не меньшую, чем на мировых рынках, чтобы не в убыток и там и там себе торговать».
За день до выступления Эльвиры Набиуллиной из рядов руководства ЦБ прозвучало не менее важное заявление. Глава департамента денежно-кредитной политики Кирилл Тремасов предупредил о риске роста цен на продукты и в 2022 году. И упомянул о неопределенности со стороны мировых регуляторов. И это сейчас, пожалуй, один из главных факторов.
Например, еще летом американский Федрезерв заявлял, что инфляция в США скоро снизится. Рынки не поверили. Прошло несколько месяцев, пандемия никуда не делась, стало только хуже. Производственные и логистические цепочки не восстановились. И цены в Америке все растут. И вроде бы пришла пора действовать. Но политика финансовых властей Штатов все еще довольно мягкая. Как и политика европейских ЦБ. Например, в Банке Англии говорили, что нужно применять меры, чтобы сдержать инфляцию, которая в Великобритании уже больше 4%. Но ставку поднимать не стали. И вот эта то ли растерянность, то ли неопределенность мировых ЦБ как раз и влияет на инфляцию. Комментирует управляющий директор «Газпромбанк — Private banking» Егор Сусин:
Егор Сусин управляющий директор «Газпромбанк — Private banking» «Мы видим, что центральные банки находятся по большей части в ожидательной позиции. Они, как мне кажется, не очень понимают, как реагировать на эту ситуацию. Есть определенные риски того, что если сейчас реакции будут сдержанными, то есть будут продолжать ждать, что сформируется более устойчивое инфляционное ожидание, и тогда мы увидим еще более устойчивый инфляционный цикл. Этот момент действительно присутствует сейчас в мировой финансовой системе, поэтому, наверное, неопределенность будет оставаться достаточно высокой».
Наш ЦБ действует куда решительнее, повышая ставку, и, скорее всего, будет делать это и дальше. На мировые цены это не повлияет, но, возможно, сыграет на укрепление рубля. Его слабый курс — это уже наша традиционная причина роста инфляции. Что же касается других планируемых мер, то пока это стимулы для импорта продовольствия. Завоз из-за рубежа тех продуктов, которых нам не хватает, в том числе из-за плохого урожая, хотя бы не приведет к дефициту. Но и покупать мы их будем по высоким экспортным ценам.