Туроператоры предупредили правительство о риске банкротства свыше 60% туркомпаний
Лента новостей
Они просят продлить отсрочку долгов перед туристами за несостоявшиеся туры. Документ действует до 31 декабря
Обновлено в 12:47
Более 60% российских туркомпаний могут обанкротиться. Это произойдет в случае, если не будет продлено постановление правительства об отсрочке возврата денег за туры, которые не состоялись из-за пандемии COVID-19. Действие документа заканчивается 31 декабря. Соответствующее письмо представители турбизнеса направили премьер-министру России Михаилу Мишустину, пишет газета «Известия».
Большая часть направлений по-прежнему закрыта для российских путешественников. Только 17% туристов согласились отдыхать в России, около 30% — заменить одно заграничное направление на другое, говорится в письме. Более 50% оплаченных, но не реализованных туров по-прежнему находятся в подвешенном состоянии, и по многим из них туристы ждут возврата денег.
При этом долги туроператоров перед клиентами в 3,5 раза превышают страховые накопления — 25 млрд рублей против 7 млрд рублей. Если отсрочку не продлить, туристы могут лишиться и отдыха, и денег, говорит директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко:
— Проблема состоит в том, что средства за туры, которые продали в конце 2019-го и в начале 2020 года, находятся за рубежом. Постановление правительства было рассчитано на полтора года, никто не знал, что пандемия продлится на такой продолжительный срок. Китай закрыт, и это говорит о том, что откроется не раньше 2023 года, Юго-Восточная Азия вся закрыта, Европа практически вся закрыта. Мы прекрасно понимаем, что если туристы сейчас придут за этими деньгами, их нет и оказать им услугу, которая по постановлению правительства могла быть отложена, туроператор в этой ситуации не сможет. Вы прекрасно понимаете, чем это может закончиться.
— Если говорим об отсрочке, на какой срок это можно еще сделать?
— У авиации такой документ до мая 2023 года, но мы будем рады любой поддержке в этом вопросе. Приведу вам пример: из 385 операторов чуть более 100 занимаются Китаем. Подавляющее большинство из них занимается только Китаем. Это дальневосточные компании, Забайкалье, вся приграничная европейская [зона], Псковская область, Ленинградская область, были туры на автобусах. Для них международный туризм до сих пор на нулевой стадии, и никто не знает, когда откроют границы.
Проблема касается именно нишевых туркомпаний, которые занимаются конкретными направлениями. Например, только Испанией или Китаем. Они пытаются перестроиться и даже уйти на внутренний рынок, чтобы отдать долги. Таким турагенствам отсрочка необходима, просто чтобы выжить. Комментирует генеральный директор туристической компании «ВИП-Компани» Екатерина Запольская:
— Туризм не восстановился даже наполовину. Хорошо, открыли Турцию и Египет, Греция тоже полуоткрытая, я сейчас рассуждаю со стороны московского турагентства, потому что региональные, особенно дальневосточные, — это вообще другая песня. Туризм не восстановился, поэтому расплатиться по всем долгам трудновато. Крупные московские туроператоры это сделали. Кто-то заменил Турцию на Россию, но только когда люди согласны на замену. Этим летом у меня были случаи, когда люди за те же деньги, которые они заплатили за турецкий пакет в «пять звезд», получили беззвездный отель в Анапе.
— Действительно ли, что туристы, которые не воспользуются отсрочкой, могут остаться ни с чем?
— Старая и очень уважаемая компания Mouzenidis Travel закрылась же, там все безрадостно. Если люди получат деньги, то по минимуму, говорят эксперты, чуть ли не по 5% от того, что заплатили. Очень же много нишевых компаний. Я знаю некоторых своих партнеров, которые занимались только Испанией. Сейчас они занимаются санаториями в Карелии и в Белоруссии, но нужно же и зарабатывать.
По данным АТОР, большинство российских туристов, 83%, откажутся от покупок путевок и билетов на самолеты и поезда, если введут обязательные QR-коды и не будет альтернативы в виде ПЦР-теста.
Ранее СМИ сообщили, что пассажиропоток авиакомпаний может сократиться вдвое из-за введения QR-кодов. Выпадающие доходы авиакомпаний могут составить 8 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе России. Ведомство предложило правительству компенсировать эти средства перевозчикам.