Бовт: «Ситуация становится гуманитарной катастрофой на территории Белоруссии»
Лента новостей
На белорусско-польской границе новые беспорядки: беженцы повредили ограждения и кидали камни в пограничников. В ответ в них распылили слезоточивый газ из водометов. Почему ситуация на границе обострилась именно сейчас?
На границе Белоруссии и Польши прошли беспорядки. Беженцы сломали ограждение на нейтральной полосе и бросали в пограничников камни. На трансляциях с места конфликта видно, что в стычке с погранслужбой участвовали несколько десятков мужчин, у многих закрыты лица. Полиция в ответ распылила слезоточивый газ из водометов и применила светошумовые гранаты. В итоге пострадали как минимум двое белорусских журналистов. Но мигранты продолжили атаковать.
Число пострадавших среди беженцев не уточняется. Газ от места столкновения дошел и до палаточного лагеря, который мигранты разбили 15 ноября прямо у самого польского погранпункта. В нем находятся, по разным данным, от двух тысяч до трех с половиной тысячи человек.
Обострение началось на фоне вчерашних переговоров по миграционному кризису. Исполняющая обязанности канцлера Германии созвонилась с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Президент Франции Эммануэль Макрон провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным и попросил его повлиять на белорусского коллегу.
Сегодня, 16 ноября, как раз во время стычки на границе президенты России и Белоруссии созвонились. Уточняется, что среди прочих тем они обсудили и миграционный кризис. Ранее Лукашенко заявлял, что может попросить Москву о содействии, но в прямой конфликт втягивать Россию он не намерен.
На этом фоне появилась новость, которую тут же связали с прошедшими переговорами. Немецкий регулятор временно приостановил сертификацию «Северного потока — 2».
Акции «Газпрома» потеряли около 2%, цены на газ в Европе выросли на 10%.
Почему ситуация на границе обострилась именно сейчас? Мнение политолога Георгия Бовта:
— Мировые лидеры начали обсуждать эту проблему, но ни о чем не договорились. После этого ситуация стала обостряться. При этом надо отметить, что Евросоюзу только отчасти удалось поставить ситуацию под контроль. В каком смысле? Они надавили на авиакомпании, теперь поток беженцев на белорусско-польскую границу прекратился. Кризис становится чуть более управляемым, поэтому дальше будет противостояние. Оно может быть достаточно долгим и упорным, поскольку ни поляки, ни, как выясняется, немцы не хотят идти на уступки Лукашенко. Чем дальше, тем больше это будет становиться проблемой именно Лукашенко. Поскольку то же польское общественное мнение, тот же польский обыватель видит, кто к ним рвется. Эти люди хотят штурмовать, они хотят взломать ограждение, они буйные, и вообще нам такие варвары не нужны.
— Лукашенко заявил, что готов попросить Россию о содействии. О чем конкретно он может попросить и на какие шаги готова сама Москва?
— Я думаю, что в настоящий момент содействие может выражаться в том, чтобы увезти их всех обратно. Поскольку я не вижу никакой готовности той же Германии принять этих беженцев даже в ограниченном числе, даже детей, женщин и так далее. На уровне городов там высказана такая точка зрения, однако на уровне федерального руководства пока эта идея не поддерживается. Может быть, их примет третья сторона, например Арабские Эмираты или еще кто-нибудь, или сам Ирак привезет их обратно. Ситуация становится гуманитарной катастрофой на территории Белоруссии.
— История с приостановкой сертификации «Северного потока — 2» на этом фоне, скорее всего, никак не связана. Сам регулятор говорит, что оператор трубопровода должен привести свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Германии. Как это смотрится на фоне миграционного кризиса и всех переговоров?
— Европейская политика — штука тонкая, там вроде как ничего не связано, а на самом деле все связано. Как «Спутник V» не сертифицирует Европейское агентство по медпрепаратам, это тоже ни с чем не связано, но он его не сертифицирует с политической подоплекой, так и с «Северным потоком — 2». Проблемы начались, очевидно, сразу после заявления Лукашенко о том, что он якобы перекроет газопровод Ямал — Западная Европа. После этого начались такие тонкие ходы, которые, конечно же, ни с чем не связаны, но они именно появились после этого. В комиссии по сертификации появился германский представитель «Нафтогаза», о чем раньше вообще никто ни слухом, ни духом не подозревал, что он может там появиться.
Действия польских пограничников в отношении мигрантов неприемлемы и нарушают нормы международного права, заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Он назвал действия Польши бесчинством, а Брюссель на этом фоне применяет двойные стандарты (имеются в виду вчерашние санкции). Сергей Лавров вновь опроверг участие Москвы в организации потока беженцев к границам ЕС.