Конкурсная практика, часть II: куда пристроить лавровый венок
Лента новостей
Меняется ли дальнейшая профессиональная жизнь победителя архитектурных конкурсов? Можно ли каким-то образом монетизировать победу, особенно если она действительно заслуженная?
В этом году московский проект «Дом Chkalov» победил в конкурсе European Property Awards, на региональном этапе международной премии International Property Awards — IPA. Объект выиграл сразу в трех номинациях: «Архитектура многофункционального проекта», «Развитие многофункционального проекта» и «Девелопмент жилых высотных зданий», а еще один московский проект «Ростех-Сити» жюри IPA признало лучшим в мире проектом офисного девелопмента и лучшим проектом офисной архитектуры в Европе.
БЦ «Академик», созданный по проекту группы компаний UNK, стал победителем ABB Leaf Awards — престижной международной архитектурной премии. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов с гордостью отметил, что российское бюро с проектом в России получило эту награду впервые.
На только что состоявшейся в столице VI международной специализированной выставке по реставрации, редевелопменту, охране объектов культурного наследия и музейным технологиям «Denkmal, Россия — Москва» прошла церемония награждения премии Denkmal Awards: победителем в номинации «Лучшие проектные решения, демонстрирующие бережное отношение к реставрации» был назван проект MR Group — клубный дом «Абрикосов». Созданный DA Bureau бутиковый коворкинг Headway в башне «Восток» МФК «Башня «Федерация» в «Москве-Сити» стал обладателем престижной французской премии DNA Paris Design Awards 2021 в номинации «Интерьерный дизайн/рабочее пространство».
Как уже отмечала Business FM, конкурсная практика прочно вошла в жизнь российского рынка недвижимости. Все ширится и ширится список отечественных компаний и структур, в активе которых есть восхождения на топовые строчки самых престижных мировых рейтингов и победы в самых разных конкурсах: от локальных до крупнейших международных. Понятно, что победа звучит гордо, что носить высокое звание почетно и приятно, и все такое. Но меняется ли дальнейшая профессиональная жизнь победителя? Как бы цинично это ни звучало, можно ли каким-то образом монетизировать победу, особенно если она действительно заслуженная?
Ежегодно журнал Foreign Direct Investment Intelligence (fDi Magazine), подразделение Financial Times, выпускает рейтинг лучших особых экономических зон в мире — Global Free Zones of the Year. В этом году российская юрисдикция, ОЭЗ Калининградской области, впервые вошла в топ-10 лучших мировых ОЭЗ, заняв восьмое место.
В принципе интерес инвесторов к Калининградской области высок и без всяких рейтингов благодаря присутствию полного перечня всех специальных льготных юрисдикций для реализации инвестпроектов: здесь действует режим ОЭЗ и свободной таможенной зоны, есть русский офшор — специальный административный район на острове Октябрьский, есть один моногород и игорная зона «Янтарная». Но, как отмечает руководитель представительства правительства Калининградской области в Москве Денис Салий, высокое место в Global Free Zones of the Year позволяет надеяться на большее.
Денис Салий руководитель представительства правительства Калининградской области в Москве «Высокое место в таком престижном международном рейтинге, как рейтинг fDi, — это в первую очередь определенный знак качества, присваиваемый авторитетным международным изданием, признание тех управленческих решений, которые применяются на конкретной территории. Второе — это популяризация Калининградской ОЭЗ в кругу профессиональных консультантов. На результаты подобных рейтингов обращают внимание, например, эксперты компаний, входящих в «большую четверку». Теперь профессиональные консультанты наверняка будут рекомендовать нашу ОЭЗ потенциальным инвесторам. И третье — это большое число публикаций в СМИ, как российских, так и иностранных, что делает известной нашу ОЭЗ непосредственно среди потенциальных инвесторов».
Для самих профессиональных консультантов победы в конкурсах и премиях тоже «не проходят даром». Например, компания CBRE примеряла лавровый венок не единожды. Достаточно вспомнить, что в прошлом году она взяла сразу восемь номинаций Commercial Real Estate All Russia Awards, и, по мнению главного исполнительного директора CBRE Владимира Пинаева, это важно со всех точек зрения.
Владимир Пинаев главный исполнительный директор CBRE «Победа в профессиональной премии — прежде всего важный для наших сотрудников стимул ставить и достигать новые цели. Для новых клиентов профессиональные награды компании служат аргументом в пользу решения о совместной работе, а в глазах постоянных клиентов являются подтверждением высокого уровня и надежности партнера».
Управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup Игорь Грецов согласен с коллегами: премии — конечно, если речь идет о неангажированных премиях, где профессионалы рынка честно оценивают работы номинантов — позволяют понять, что исполнение понравилось не только заказчику, но и профессиональному сообществу. А это, безусловно, находит отклик у потенциальных клиентов.
Игорь Грецов управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup «Мы и наши партнеры были очень рады, став победителями премии Arendator Awards за построенный офис компании Inventive Retail Group в категории «Лучший fit-out проект». Не буду скрывать, что получение наград — это всегда приятно. С точки зрения бизнеса, какого-то количественного результата или мгновенной отдачи от премий сложно ожидать. Скорее речь идет о накопительном эффекте на общее реноме компании, ее место на рынке, позиционирование. Никто не побежит заключать с вами контракт на следующий день по факту победы в премии. Однако участие и победа расширяют круг партнеров, повышают узнаваемость на рынке. После победы на Arendator Awards нас стали чаще звать в новые тендеры, увеличилось число переговоров с потенциальными заказчиками».
В беседе с BFM.ru руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов обозначил еще один серьезный аспект, касающийся уже не внутренних, а международных премий и конкурсов. Чем больше россиян появляется на мировой арене, чем убедительнее и серьезнее их победы, тем больший вес начинает иметь архитектурная Россия на зарубежном и, что не менее важно, на внутреннем рынке.
— Начиная с 2005 года UNK более 30 раз становилась лауреатом различных архитектурных премий, а также выиграла более десяти архитектурных конкурсов с международным участием. В 2019 и 2021 годах мы были лауреатами премии Москвы в области архитектуры и градостроительства, а совсем недавно получили одну из самых значимых международных премий — ABB Leaf Awards.
— Вы почувствовали какую-то отдачу от этих побед?
— Премия дала мощный энергетический толчок и мне, и моей команде. Она показала нам, что мы делаем хороший продукт, который ценится не только локально, но и на международном рынке. На мой взгляд, это основная ценность любой премии: после победы мы получаем дополнительный стимул двигаться к новым достижениям. Еще один положительный эффект — внешний. Многие клиенты видят, что наш бренд котируется на международном уровне, и им приятно, что они работают с одним из ведущих бюро не только России, но и мира. Кроме того, международная оценка подтверждает, что продукт, который мы для них делаем, является действительно качественным.
— Это вы сейчас о конкуренции с зарубежными коллегами, которую наши архитекторы вынуждены вести даже в своей стране?
— Вообще говоря, у нас в России до сих пор с чрезмерным пиететом относятся к иностранным архитекторам. Особенно когда речь идет о знаковых, статусных проектах. А между тем реально мировые звезды построили в России крайне мало. В Екатеринбурге есть проект Нормана Фостера, сейчас «Сбер» строит проект под авторством бюро Захи Хадид. В целом же иностранные архитекторы плохо «приживаются» в нашей действительности с учетом всех ее реалий: экономики, ментальности, нормативной базы. Они хороши на уровне картинок и концепций, но на этапе реализации проекты часто не проходят. В то же время сейчас наши российские бюро довольно высоко котируются в Европе и уже умеют работать на международном уровне.
Юлий Борисов надеется, что такие события, как победы российских архитекторов и завоевание международных премий, изменят подход российских девелоперов на внутреннем рынке.