Несколько сибирских регионов столкнулись с нехваткой угля
Лента новостей
О дефиците сообщалось в Омской, Новосибирской и даже в Кемеровской области, крупнейшем производителе угля. Причина — уголь уходит на экспорт. На ситуацию обратил внимание Следственный комитет
Сибири не хватает угля. Сразу несколько регионов пожаловались на дефицит, а ранее на ситуацию в Алтае обратил внимание Следственный комитет.
В четверг в прокуратуру обратились власти Омской области. Для Сибири уголь — это основное топливо, и добывается оно в сибирском же Кузбассе. Но дошло до того, что на дефицит пожаловались и в самой Кемеровской области.
Одна из главных причин — высокие экспортные цены, из-за чего уголь уходит за границу.
Жительница Алтая Ольга рассказывает, что в ее районе пока проблем с углем нет. Но она знает, что у соседей дефицит топлива. И уже были сообщения, что уголь либо просто не купить, либо приходится заказывать издалека по взвинченным ценам. И еще не известно, что страшнее — когда запасы кончаются у котельных, которые отапливают многоквартирные здания, или у обычных людей, которым не хватает угля, и они боятся замерзнуть в своих частных домах. На Алтае сейчас тепло — минус 7-8 градусов, для сибирского декабря это очень мягкая погода. Но еще недавно было минус 20, а скоро снова похолодает. А обиднее всего слышать, что уголь уходит за границу, а своим жителям не хватает, говорит Ольга:
«У нас ходят слухи, что в соседних районах совсем плохо все, что дефицит, что запасы угля очень маленькие. Что касается нашего Петропавловского района, то уголь у нас есть, есть объявления в газете, то есть можно его купить. Но если он еще не так давно стоил где-то 3400-3500 за тонну, то сейчас он стоит от 4500 до 5500 рублей, то есть он очень сильно подорожал. Мы слышали о том, что наш сибирский уголь в основном идет за границу. Это, конечно, очень обидно и неприятно, и мы ущемлены».
Сообщения, что сибирским регионам не хватает угля, приходят одно за другим. Только что ситуацию в Алтайском крае поручил проверить глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Там, по сообщениям СМИ, дефицит еще и привел к тому, что люди, которым нечем топить дома, начали незаконно вырубать лес. С дровами, кстати, перебоев нет, но они очень сильно подорожали. Теперь власти Омской области обратились в правительство и прокуратуру. Там дефицит возник из-за роста внутренних цен. У тепловых компаний попросту нет денег на покупку резко подорожавшего угля. Им приходится экономить, а жители жалуются на холод в квартирах, школах и детских садах. О причинах коллапса рассказывает омский политолог Иван Жуков:
Иван Жуков омский политолог «Штука в том, что из всех компаний, которые торгуют углем (на внутреннем рынке, например) — абсолютное меньшинство уголь экспортирует. А нажиться хотят все. Соответственно, видя рост мировых цен на уголь, они начинают повышать цены на внутреннем рынке. Хотя здесь, на самом деле, связи нет, практически никакой. Региональные профильные органы — по идее, могли бы каким-то образом прогнозировать эту ситуацию. И либо заключать длинные контракты, либо заранее запастись углем. Потому что то, что сейчас происходит, происходит повсеместно. Вешать на какого-то конкретного директора котельной — ну, это просто демагогия на самом деле. Директор котельной не влияет на общую динамику цен».
Недавно в сибирских изданиях была информация, что с дефицитом угля столкнулись некоторые районы Новосибирской области. Она, как и Алтай — соседняя с главным угледобывающим регионом страны — Кузбассом. Но дошло уже до абсурда. На нехватку угля в соцсетях и СМИ начали жаловаться и сами жители Кемеровской области. Уголь в некоторых небольших кузбасских городах трудно купить, да он еще и плохого качества. Продолжает корреспондент сибирского издания «Тайга.Инфо» Ярослав Власов:
Ярослав Власов корреспондент сибирского издания «Тайга.Инфо» «Из Кузбасса начали поступать сигналы даже от шахтеров-пенсионеров (которые работали на шахтах сначала и уходили на пенсию, и им положен был бесплатный уголь). Они первые сообщили, что им перестали отгружать уголь. Дальше уже пошли сообщения в соцсетях, что, в принципе, люди не могут купить даже топливо. И, вслед за Кузбассом подключилась Новосибирская область. С чем это связывают в Новосибирске и в Кузбассе? С высокими экспортными ценами и с проблемами логистики».
Кузбасские чиновники в ответ заявляли о недостатке угля на складах. А также о том, что не хватает железнодорожных вагонов. И это явно связано с тем, что из-за бешеного спроса и высоких экспортных цен, а они выросли на сотни процентов, уголь уходит за границу. И, в общем-то, это хорошо, когда наши экспортеры зарабатывают. Вот только у нас постоянно ведутся злорадные разговоры, что без нашего топлива зимой замерзнет Европа. А выяснилось, что мы способны сделать так, что без нашего же угля замерзают и россияне.