Транспортный коллапс на границе с Китаем
Лента новостей
Только на автомобильном пункте пропуска Забайкальск — Маньчжурия стоит почти тысяча большегрузов. Вынужденный простой обходится компаниям в миллионы рублей. А причины очереди связывают с подорожанием переправки грузов по морю и сезоном предновогодних закупок
На границе с Китаем скопилась рекордная очередь из фур. Как пишет газета «Ведомости», только на самом крупном автомобильном пункте пропуска Забайкальск — Маньчжурия стоит почти тысяча большегрузов. В теории пункт способен пропускать больше 300 машин в сутки, но из-за коронавирусных мер китайская сторона принимает только 70-80.
Летом правила были еще жестче. Тогда часть погранпереходов закрыли, через другие пропускали не более 10-15 фур в день. Но такого ажиотажа, как сейчас, не было. Как говорят перевозчики, нынешний затор связан с резким подорожанием переправки грузов по морю: стоимость перевозки одного контейнера выросла в четыре раза. Еще повлиял сезон предновогодних закупок.
В итоге срок доставки грузов увеличился в среднем на три недели и составляет почти полтора месяца, рассказывает коммерческий директор международной транспортной экспедиционной компании Trasko Алексей Чиняков:
— Таможня сделала определенные выводы и стала работать круглосуточно. Давайте посмотрим на цифры: если раньше нам ежедневно выдавали 130 квот на пересечение погранперехода и фактически погранпереход пересекали 50-60 машин, сейчас 130 квот выдается на два дня, но пропускная способность на два дня — это 70-80 машин. 40-50 машин остаются не у дел. Соответственно, квоты сгорают, и дальше машина опять встает в общую очередь.
— Уже можно оценить сроки задержки поставок? Не срываются ли у вас контракты?
— Конечно, срываются, мы сейчас не можем гарантировать конкретные сроки, так как срок перехода границы не прогнозируется. Сегодня мы оцениваем, что ожидание одного транспортного средства, которое проезжает границы, составляет две-три недели до момента заезда на китайскую территорию, это очень много. У нас стоят 23 машины, некоторых из них — две недели, другие — неделю, мы прогнозируем, что в ближайшие две-три недели они зайдут. Что такое предграничная территория? Это дорога, справа и слева пустое поле, степь. Соответственно, никаких бытовых условий, ни душа, ни нормального туалета, ни магазинов нет. Ближайший магазин в нескольких километрах в городе Забайкальске. Водители объединяются, берут такси и покупают продукты.
— Минтранс в августе обещал разобраться, облегчить ситуацию.
— Минтранс обещал, но здесь загвоздка в погранпереходе, как мы знаем, погранпереходы не подчинены Минтрансу. Если погранпереход начинает работать в круглосуточном режиме, там есть одна особенность: они ночью оформляют те машины, которые им подали документы до девяти вечера. То есть ночью они работают не в полную загрузку.
Как отмечают перевозчики, простой одной фуры на границе стоит компании 40 тысяч рублей в день. Дорого обходится нахождение машины и на складе временного хранения.
Схожая ситуация и на пунктах пропуска в Приморском крае. Она усугубляется тем, что Китай не разрешает водителям ждать отгрузки фур на своей стороне, им приходится покидать страну без прицепа и возвращаться за ним через несколько дней. Это только увеличивает трафик, говорит председатель профсоюза транспортных перевозчиков Петр Куприянов:
Петр Куприянов председатель профсоюза транспортных перевозчиков «Китайцы не стали принимать товар по морю. Они пошли все через границу на автомобильном транспорте. Увеличился грузопоток, от этого такой ажиотаж. С китайской стороны отправили письмо в правительство Приморского края об увеличении до 70 машин в сутки. По факту пропускают, как заявляют ребята, около 50. Но там ситуация какая: китайцы запрещают перевозчикам находиться на территории Китая. Он заехал, отцепил прицеп и выехал, и эта машина считается пересекшей границу. На следующий день он едет за своим прицепом в том же количестве. То есть ездят 50 машин и одни пустые машины без прицепов, но они тоже считаются. Сейчас мы более или менее наладили, единственное, двойная очередь: перед пунктом пропуска есть обочина, на которой стоят транспортные средства. Если вы занимаетесь этим вопросом не первый год, рядом с погранпереходом есть частная парковка, на которую запускают, грубо говоря, по звонку, то есть с определенной договоренностью. На этой парковке располагается около 200 машин, а на дороге — кто не собирается платить, 700 машин. По нашим скромным подсчетам, пункт перехода работает пять дней, по 20 машин в день, которые платят эти деньги, — 60 млн рублей в месяц».
Не удается обойти затор и через Казахстан. В начале октября Китай на несколько дней закрывал ряд приграничных пунктов с республикой. Тогда на границе скопилось около четырех тысяч большегрузов, пробку до сих пор не удалось полностью устранить.