Театры в локдаун: цены — высокие, правила посещения — строгие
Лента новостей
Кажется, даже сами театры еще не до конца разобрались, как они должны работать. Можно ли попасть на какие-то модные спектакли и во сколько обойдется такой культпоход?
Обновлено в 11:15
Театры на время локдауна остаются, кажется, единственным развлечением для москвичей, имеющих QR-коды. Причем развлечением очень дорогим.
В Москве есть театры городского и федерального подчинения. Городским сразу разъяснили правила игры на время локдауна. 50% зала и зрители только с QR-кодами. Федеральные ждали разъяснений от Минкульта дольше. В итоге им тоже разрешена половина зала и зрители только с QR-кодами. Например, Театр наций — федеральный. В ближайшие недели его основная сцена закрыта под репетиции постановки Робера Лепажа по «Мастеру и Маргарите». Так что Театр наций пока будет играть имеющийся репертуар на арендованных сценах: в «Современнике», театрах имени Маяковского и Моссовета. Изначально, до локдауна, планировали играть некоторые спектакли на полный зал в формате ковид-фри. Сейчас приходится перестраиваться на 50%, рассказывает директор Государственного театра наций Мария Ревякина:
— У нас просто некоторые спектакли уже были заранее объявлены как спектакли ковид-фри, то есть с QR-кодами, и, конечно, они раскуплены, поэтому мы сейчас, в частности, на «Горбачева» 1 и 2 ноября возвращаем, чтобы у нас была 50-процентная посещаемость. И на «Рассказы Шукшина» тоже — они 8-го, а вот после 8-го 70%, там уже полегче, конечно.
— А когда вот ковид-фри, то маски должны носить или, если когда есть QR, не нужны?
— В принципе, если QR-коды есть у всех, это безопасный зал, то мы не настаиваем на ношении маски.
На многие заметные постановки в локдаун билеты на официальных сайтах давно распроданы. Есть места на первые показы «Буковски» в «Гоголь-центр» — это премьера по рассказам и письмам известного американского писателя. На 5-7 ноября — от 1,5 до 8 тысяч.
Согласно статистике «Яндекс.Афиши», на которую ссылаются СМИ, билеты в столичные театры этой осенью в принципе подорожали в среднем на 20% по сравнению с прошлым сезоном. На громкие постановки цены начинаются от 7-10 тысяч. У перекупщиков и вовсе может доходить до 60-80 тысяч.
Театр и так постепенно становился в некоторой степени элитарным искусством. Но пандемия ситуацию усугубила. В первую волну театры были закрыты почти полгода. Большинство пострадали капитально, даже несмотря на господдержку. Сейчас сказываются ограничения по рассадке и QR. Да и премьеры выпускать в сегодняшних условиях куда сложнее.
Подорожание билетов надо рассматривать только в контексте выросших цен вообще на все. Это вынужденная мера, считает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Наверное, эту проблему можно рассматривать также с исторической точки зрения, потому что билеты в театр всегда были дешевые. [Если нужно было] в Советском Союзе купить билеты, я еще застала это время, 90 копеек билет стоил, рубль, а 2 рубля — когда ты сидишь просто как король. Тогда государство очень щедро дотировало театр, в определенной степени воспринимало его как достаточно идеологический аргумент. По инерции старшее поколение рассказывало другому поколению, что театр — это дешевое зрелище, и то, что театры долго достаточно держались, не повышая билеты, — для меня это даже удивительно. Потому что качество, которое дает театр, во всяком случае в Москве, да и некоторые театры в провинции, которые я видела, за относительно небольшие деньги намного лучше любых других мероприятий, особенно касающихся эстрады, шоу-бизнеса, за которые люди платят значительно большие деньги и почему-то не возмущаются этим».
Поскольку во время локдауна будет закрыт общепит, наверняка поднимется выручка у театральных буфетов. Цены там и так в среднем в два раза выше, чем в обычных кафе и ресторанах. А теперь легально выпить и закусить можно только в театре. Главное — не вместо спектакля.