Минюст признал «Росбалт» и Republic СМИ — иностранными агентами
Лента новостей
По заявлениям главредов обоих СМИ, это стало для них полной неожиданностью, и они не видят никаких оснований, чтобы оказаться в этом списке
Обновлено в 17:40
«Росбалт» и Republic — иноагенты. Накануне Минюст внес в свой реестр компании, которым принадлежат СМИ, — это «РС-Балт» и «Москоу диджитал медиа». В редакциях говорят, что решение Минюста для них стало неожиданным.
«Мы в полном неведении, с какого перепуга это все», — заявила газете «Коммерсантъ» Лариса Афонина, гендиректор «Росбалта» (СМИ, выполняющего функции иностранного агента). По ее словам, никаких финансовых поступлений из-за границы агентство не получало.
То же самое заявил Business FM Дмитрий Колезев — главред Republic, включенного в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента:
— Нам никто ничего не объяснял, мы узнали обо всем из средств массовой информации и с сайта Минюста, где появилось название юрлица в этой табличке. И Republic здесь, вообще, какая-то особая ситуация, потому что у нас нет никакого иностранного финансирования, и у нас нет даже рекламных денег, у нас только деньги подписчиков, то есть мы существуем только за счет подписки. Может быть, Минюст решил, что подписчики, которые живут за границей, или иностранные подписчики, которые у нас покупают подписку, они осуществляют иностранное финансирование. Но это довольно странно, это все равно, что предъявить претензии к газете, например, за то, что ее экземпляр в киоске купил иностранный гражданин.
— Что вы планируете в дальнейшем делать, как собираетесь работать?
— Во-первых, выполнять требования этого дурацкого закона, хотя мы считаем несправедливыми, незаконными, и сам закон подлежащим отмене, но что делать, мы будем выполнять требования, то есть маркировать свои материалы этой плашкой. На нашу работу это особо не повлияет, в том смысле, что у нас нет никакого оттока подписчиков, даже наоборот, приток. Рекламодателей у нас нет, поэтому уходить от нас некому. Есть риски признания журналистов, редакторов иностранными агентами, это было бы неприятно, но про такие риски все всё понимают. Я думаю, что Republic продолжит работу в том же виде, в котором он работал раньше.
Вот как прокомментировал появление в реестре СМИ-иноганетов «Росбалта» и Republic президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Происходит вымывание альтернативного, независимого сегмента средств массовой информации. В этом плане «Росбалт» тоже занимал подчас отстраненную от лоялистской позицию, поэтому плюс-минус попадают под раздачу все. Другое дело, что есть парадокс. Понятно, что значимость средств массовой информации в целом в последние годы снижается, на первую роль выходят нерегулируемые источники информации типа телеграм-каналов, где гораздо все острее подчас, насыщеннее. Поэтому, с одной стороны, система показывает, что вот, мы уничтожаем некое иностранное влияние, под которое все, что угодно, можно подписать сегодня. С другой стороны, фактически на такую скорость информационного обмена это, как ни парадоксально, не влияет, потому что все-таки влияние СМИ за последние лет пять в элите и в обществе заметно снизилось».
Комментарий о включении в СМИ-иноагенты «Росбалта» и Republic руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева:
— Я вообще принципиальный противник навешивания каких-либо ярлыков, и думаю, что и в отношении Republic палку явно перегнули, как перегнули в отношении всех остальных. Но по поводу Republic еще можно сказать, у них есть офис за пределами России, там есть донаты, и, возможно, есть и иностранное участие, но «Росбалт» — это российское информационное агентство, за которым стоят люди, имевшие прямое отношение к этой системе власти. Поэтому, знаете, называется, обожглись на молоке — дуем на воду, или, иначе говоря, раз пошла такая пьянка — режь последний огурец. С таким же успехом тогда можно будет в дальнейшем причислить к иноагентам, например, «Комсомольскую правду» на том основании, что у нее есть офисы за пределами РФ, или газету «Ведомости», потому что там до сих пор не изжит дух либерализма.
— Какова дальнейшая судьба «Росбалта»?
— Это уважаемое агентство с большой историей. Я с интересом смотрю у них ленту новостей, сейчас, если посмотреть на «Росбалт», то я не вижу там никакой крамолы, я не вижу там ничего такого, что можно было бы назвать подрывом устоев и так далее. Поэтому честно скажу, для меня самый большой сюрприз, что они попали в число иноагентов, и боюсь, что судьба агентства в дальнейшем может оказаться весьма печальной.
Законодательство о СМИ-иноагентах нужно менять, считают в Совете по правам человека. В Госдуму на ближайшем заседании комитета по информационной политике будут внесены соответствующие поправки. В частности, предлагается «право на ошибку», чтобы перед внесением в реестр иноагентов СМИ или журналиста сперва предупреждали и давали возможность как-то исправить ситуацию. Дело в том, что в реестр может попасть практически любое СМИ, рассказал Business FM член СПЧ и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев:
— Из общения с представителем Минюста мы поняли с большим удивлением, что попасть в реестр иноагентов может, по сути, любой журналист, любое СМИ за участие, например, в международной конференции, если вам билет покупает зарубежная сторона, если вы получаете какую-то иностранную премию, если вам приходит перевод буквально на один цент из любой страны, хоть из Белоруссии. При этом решения эти принимает Минюст на основании двух источников: Роскомнадзор и Росфинмониторинг. Ну и много там всяких странных вещей, когда физическое лицо, например, попавшее в этот реестр, даже если постит в «Фейсбуке» кошечек, должно перед этим ставить вот эту плашку, что эта кошечка постится иностранным агентом. Понятно, что варианты изменения могут быть, решения должен принимать суд, должно быть так называемое право на ошибку, то есть они должны предупредить физическое лицо или СМИ заранее и предложить ему как-то исправить те нарушения, а также дать несколько месяцев на исправление. Кроме того, нужно снять эту возможность попадания при получении международных премий, при участии в международных фестивалях.
— Что касается «Росбалта» и Republic, что вы думаете по поводу их внесения в этот реестр иноагентов?
— Я вчера говорил с коллегами из Санкт-Петебурга, там действительно все очень сильно удивлены, особенно по поводу «Росбалта», потому что это достаточно серьезное информационное агентство. Потому что сейчас заявление готовит наше отделение в Санкт-Петербурге на эту тему, в общем, эту неожиданность тоже стоит отменить.
Посты иноагента «Росбалта» в Twitter теперь имеют две пометки — собственно «иноагент» и «государственное издание».
Сейчас в реестре СМИ-иноагентов 88 физических и юридических лиц. За два последних месяца этот список увеличился более чем в два раза.