Как скоростные поезда помогли погубить итальянскую Alitalia
Лента новостей
В соперничество железной дороги и авиации яркие штрихи добавила пандемия, а также европейская реализация принципов зеленой энергетики. Чем может ответить авиаотрасль и существует ли подобная конкуренция в России?
Национальный авиаперевозчик Италии на этой неделе отправит свой последний рейс. По данным CNN, не последнюю роль в ликвидации компании сыграло развитие железных дорог страны.
Конец полувековой истории Alitalia, на самолетах которой летал по всему миру Папа Римский, приходится на 15 октября 2021 года. Как пишет CNN, корнем проблемы стали не пандемия или неэффективное управление, а акцент перевозчика на внутренних рейсах: сначала авиакомпанию начали поддавливать лоукостеры, а смертельный удар нанесла железная дорога. Основной деловой маршрут из Рима в Милан можно преодолеть за час на самолете, но это плюс путь до аэропорта, контроль, высадка и путь до города назначения, а можно за два часа 59 минут на поезде, который движется со скоростью до 360 километров в час. За последние десять лет число пассажиров поездов на маршруте выросло в 3,5 раза, и теперь на железную дорогу приходится две трети трафика между столицей и вторым городом Италии.
Наблюдается ли та же тенденция и на главных российских маршрутах? Вот что говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Если говорить о популярных линиях, таких как Москва — Санкт-Петербург, конкуренция с «Сапсаном» существует, она серьезная. Но авиакомпании до недавнего времени продолжали удерживать свои позиции. То обстоятельство, что линия Москва — Санкт-Петербург уступила первенство таким направлениям, как Москва — Сочи и Москва — Симферополь, это в первую очередь связано с влиянием пандемии, когда люди отправляются по возможности прямыми рейсами. Ну и, кроме того, значительная часть стыковочных рейсов через Москву с пунктами назначения в Европе — эти рейсы стали просто невозможны, неактуальны».
Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения играет на руку планам ЕС и других стран по озеленению экономики. По оценкам Еврокомисии, средние выбросы парниковых газов на километр пути одного пассажира для поездов в два раза ниже показателя морского транспорта, в три раза ниже автобусного, в пять раз ниже легковых машин и в 5,5 раза — авиации. Расчеты сделаны для европейского рынка — понятно, что на экологический отпечаток поездов влияет в том числе и тип электростанции, которая производит электричество, но цифры наглядные. Что противопоставит этому авиация? Фрагмент подкаста журнала The Economist:
В преддверии последнего рейса Alitalia в Италии прошли протесты работников компании. Новая авиакомпания ITA, которая попробует занять место главного перевозчика Апеннинского полуострова, готова взять на работу часть пилотов и стюардесс, но отнюдь не всех и совсем на другие зарплаты. Бренд Alitalia будет продан с молотка, в открытом тендере планирует принять участие в том числе и ITA.