Минэкономразвития хочет ввести пошлины на духи, вино и пиво из ЕС
Лента новостей
Министерство называет это предложение ответными мерами на пошлины ЕС для российских сталепромышленников. Кто станет победителем в войне пошлин? Проигравшим, похоже, окажется российский средний класс
Наш ответ европейским пошлинам. Минэкономики предлагает ввести торговые барьеры для европейских духов, косметики, вина и пива, сообщается в «Ведомостях». Это может стать реакцией на пошлины ЕС для российской металлургической продукции. Этим летом Евросоюз продлил ограничения до 2024 года.
Как наши ответные меры могут отразиться на отечественных рынках парфюма и алкоголя? И кто и кому в итоге может заплатить за российские пошлины на товары из ЕС?
Из того, что, по данным «Ведомостей», предлагает Минэк, самая невинная мера — это пошлины на импортное пиво. Оно занимает у нас всего 4% рынка. Это пиво и так недешевое, по сравнению с отечественным. Если введут новые барьеры, то будет еще дороже. Но, те, кто и сейчас готовы отдать 200-300 рублей за бутылку 0,33 немецкого или бельгийского пива в магазине, наверное, переживут повышение. Пошлины на европейское вино станут более болезненными. Российского вина не хватит, чтобы удовлетворить внутренний спрос. По статистике, 40% вин в наших магазинах — иностранные, сообщает РБК со ссылкой на руководителя Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза.
Главный импортер Италия, за ней Испания и Франция. Заградительные пошлины, естественно, также приведут к росту цен. Но, можно предположить, что европейские напитки заменит продукция Нового Света — вина из Южной Америки, Африки, США, Австралии. Они и сейчас есть на полках, и потребитель к ним давно привык. А вот что касается европейских духов, то заменить их нечем. 70% парфюмерии у нас импортные. Остальные 30% российского производства — это дешевый сегмент. О том, что может произойти со средним и люксовым и к каким последствиям, возможно, приведет повышение пошлин, рассуждает исполнительный директор НП «РусБренд» Алексей Поповичев:
Алексей Поповичев исполнительный директор НП «РусБренд» «Введение заградительных пошлин драматически поднимет цены и люксового сегмента, и часть среднеценового сегмента, что сделает его фактически недоступным для огромного числа российских потребителей. Учитывая, что валютный курс у нас тоже изменился за последние годы. Естественно, любое повышение цены — как показывает наша практика, что наши женщины даже в Советском Союзе были готовы отдать всю зарплату, чтоб купить флакончик французских духов, конечно, будут стремиться покупать свою любимую парфюмерию. И вот этот вот спрос будет генерировать предложения, в первую очередь, контрафакт, потому что только контрафактная продукция сможет конкурировать по цене».
Возможные ограничения — реакция на действия европейских властей. Они еще три года назад ввели очередные барьеры для российских металлургов. Продукция, которую они поставляют в ЕС сверх квоты, облагается пошлиной в 25%. Летом Еврокомиссия продлила эти меры до 2024 года. И, вероятно, помимо желания достойно ответить Европе, наши власти преследуют еще одну цель — пополнить бюджет.
Они облагают налогом нашу сталь, мы — их вино и духи. Правда, в случае подорожавшей для ЕС металлургической продукции — страдают европейские промышленные предприятия. А вот когда облагаются обычные потребительские товары, то пошлину закладывают в конечную цену, и платят за все российские покупатели. И, поскольку речь идет о благородных напитках и дорогой парфюмерии — это бремя ляжет на средний класс. Без вина и духов он все равно не обойдется, просто будет тратить больше. И если инфляцию называют налогом для бедных, то торговые барьеры станут налогом для более обеспеченных слоев. Но будут и другие последствия. Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Эти меры, они не просто могут вынуть дополнительные деньги из карманов домохозяйств среднего класса. Это меры, которые не просто могут ограничить их выбор алкогольных напитков или духов. Эта мера, которой могут убрать с рынка качественную продукцию, поэтому существенные сложности возникнут у потребителей, в самом традиционном: купить подарок на Новый год, купить подарок на день рождения, купить хорошее вино на стол. Простите, не отравиться им».
Многое станет понятно, когда появятся конкретные предложения Минэкономики. Если пошлины действительно будут запретительными, то трактовать это можно будет именно как ответ Европе. Если же пошлины будут умеренными, то можно предположить, что основная цель — не столько ответить Евросоюзу, сколько собрать дополнительные средства в казну.
Хотя у нашего бюджета и так проблем нет. Только за первое полугодие профицит составил почти 800 миллиардов рублей. А в следующем году Минфин ждет профицита в 1% ВВП, в деньгах это больше триллиона. Плюс к этому у нас огромные резервы — в Фонде национального благосостояния сейчас лежит 14 триллионов рублей. Деньги не тратятся. И, видимо, есть в кабинетах желание собрать еще больше. И с тех же металлургов, для которых повышают налоги. И с наших потребителей европейских товаров, отомстив за российских промышленников. Со всех и за всех.
Хороший тост перед глотком европейского вина.