Контакты российских ученых с иностранцами посчитают
Лента новостей
Минобрнауки собирается отслеживать зарубежные поездки сотрудников государственных вузов и научных организаций, а также будет просить их предоставлять информацию о договорах или грантах. Это уже не первая подобная инициатива министерства. Что думают об этом российские ученые?
Минобрнауки будет собирать информацию о зарубежных поездках сотрудников государственных научных организаций и вузов. Предполагается, что ученые будут сообщать обо всех зарубежных поездках, так или иначе связанных с иностранным финансированием. Это могут быть договоры или гранты. Если такие поездки совершает человек, допущенный к гостайне, об этом нужно будет сообщать отдельно. Такие положения, по данным газеты «Коммерсантъ», содержатся в проекте «Правил учета договоров о международном научно-техническом сотрудничестве».
На самом деле, эта информация собиралась и раньше, для самих ученых мало что изменится. Так считает завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юрфака МГУ Леонид Головко:
Леонид Головко завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юрфака МГУ «Если говорить, допустим, о государственных научных или учебных учреждениях, то я не думаю, что это радикально что-то изменит по той простой причине, что мы и так, разумеется, отправляясь в командировки, должны их оформлять. Это определенные процедуры, это понятно для бюджетных учреждений. Информация эта содержится у руководства вузов, на факультетах в университете или, наверное, каким-то образом и в научных учреждениях, поэтому она, видимо, централизованно будет передаваться, и строго говоря, для нас ничего не изменится, поэтому я не вижу здесь фундаментальных проблем».
Помимо прочего, ученым придется также сообщать о сотрудничестве с любыми компаниями и организациями, среди владельцев которых есть иностранцы. Никаких санкций за непредставление такой информации вроде бы нет. Но все равно это настораживает, отмечает доцент МГУ, специалист по статистической физике Михаил Тамм:
Михаил Тамм доцент МГУ, специалист по статистической физике «Насколько я понял, там нет никакого разрешительного порядка, там все сугубо уведомительное, и понятно, что любой из тысячи работающих в России квалифицированных ученых мирового уровня контактирует с иностранными коллегами несколько раз в неделю. Если там по любым другим причинам ты кому-нибудь чем-нибудь не понравишься, тебе скажут, что ты вот нарушил, и подтвердить это будет довольно легко. То есть единственное хорошее, что можно сказать об этой новости: безумие российских законов компенсируется необязательностью их выполнения».
Не очень понятно, с какой целью Минобрнауки намерено собирать эту информацию. Редакция Business FM направила запрос в министерство, но ответа на момент публикации материала не получила.
Не только в России, но и в других странах контроль над зарубежными контактами научных работников ужесточается. Самих ученых это не радует. Комментирует профессор школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона в США Анча Баранова:
Анча Баранова профессор школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона в США «Собирается статистика, что такой-то ученый ездил туда-то, другой ученый ездил туда-то, какие действия потом будут проведены? То есть какой практический вывод из этой статистики можно будет сделать? Что такой-то ученый сотрудничает больше с такими-то организациями, а другой с другими? У нас вообще всегда сотрудничество было хорошим словом, 20 лет назад, когда вы сотрудничали с какими-то другими иностранными организациями, то вы были молодец, а сейчас как бы это слово — здесь тоже, это везде так, и в Америке, и в России, и во всех странах — если вы с другими какими-то странами сотрудничаете, то это как-то подозрительно».
В 2019 году, когда министром образования и науки был Михаил Котюков, ведомство обязало ученых отчитываться о встречах с иностранцами даже в не рабочее время. С ними запретили оставаться наедине, а визиты нужно было согласовывать заранее. Позже в ведомстве заявили, что приказ «носит рекомендательный характер». В феврале прошлого года, вскоре после того, как министерство возглавил Валерий Фальков, этот приказ был отменен.
В самом учете иностранных контактов российских ученых, может, и нет ничего плохого. Но на фоне уголовных дел о госизмене и, главное, обвинительных приговоров в отношении российских ученых, все это, как минимум, настораживает. Так, совсем недавно апелляционный суд подтвердил один их самых суровых приговоров по делам такого рода доценту кафедры ракетных двигателей МАИ Алексею Воробьеву. 42-летний ученый получил 20 лет колонии строгого режима.