16+
Четверг, 2 января 2025
  • BRENT $ 76.36 / ₽ 7764
  • RTS893.22
21 сентября 2021, 07:51 Политика

«С Гулливера слетают веревки». Так Борис Джонсон объяснил рост цен на газ

Лента новостей

По мнению британского премьера, беспрецедентный рост цен на природный газ является временной проблемой, вызванной восстановлением мировой экономики после пандемии. При этом в ЕС обвинили «Газпром» в росте цен на топливо

Фото: Zoooom/ru.depositphotos.com

Цена газа в Европе вновь превысила 900 долларов за тысячу кубометров. Тем временем в «Газпроме» ответили на заявления евродепутатов, заподозривших российскую корпорацию в причастности к росту цен на газ.

Представим, что чиновники из условной страны обрушились с критикой на производителей условной гречки. И ругают последних за то, что те мало поставляют товара на рынок и из-за этого растет цена. Так вот примерно такие же отношения сейчас у европейских депутатов и российского «Газпрома». Первые утверждают, что наша компания поставляет в ЕС недостаточно газа, из-за этого сложился дефицит и резко выросла стоимость топлива.

«Газпром» ответил депутатам. По данным компании, она поставляет в ЕС все, что надо по контрактам, и даже стремится удовлетворять дополнительные заявки, исходя из своих возможностей. А поставки нашего газа в дальнее зарубежье по итогам восьми с половиной месяцев близки к рекордным.

Правда, в «Газпроме» не стали отдельно отмечать, что то самое дальнее зарубежье — это не только Европа, но и Китай, куда мы с конца позапрошлого года поставляем газ по «Силе Сибири», а также Турция. И поставки туда, как сообщили в корпорации, тоже стали рекордными. В Европарламенте, вероятно, еще не раз выскажутся по этому поводу. Зато, как отмечает немецкий политолог Александр Рар, руководители ведущих европейских стран критиковать Москву не спешат.

Александр РарАлександр Рар журналист, политолог «От правителей (от Джонсона, от Меркель, от Макрона) вы же не слышите заявлений в адрес России, потому что все понимают, что цены на газ выросли по разным причинам. Просто газ нужен Европе, потому что не работают альтернативные источники, на которые полагались все: ветер не дует, как считалось, он будет дуть, на солнечные батареи не хватает сырья, которое тоже надо привозить из Китая, из Южной Америки, из Африки. Во время пандемии эти пароходы не ходили так часто, поэтому здесь произошла эта самая ситуация».

В понедельник по поводу цен на газ высказался Борис Джонсон. Причем он привел в пример книгу «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Британский премьер напомнил, что мировая экономика сейчас оживает. Сравнил это с тем, как с Гулливера слетают веревки, которыми его обвязали лилипуты. И добавил, что нужно некоторое время, чтобы циркуляция восстановилась:

«Что касается нынешнего сжатия цепочки поставок, это в основном вызвано тем, что мировая экономика снова оживает — с Гулливера слетают веревки, когда он встает, и для приспособления потребуется некоторое время».

А пока этого не произошло — в Европе дефицит газа. Одна из главных причин — повышенный спрос на СПГ в восстанавливающейся после пандемии Азии. Но, что интересно, там почему-то не бьют тревогу по поводу высоких цен. В этом регионе стоимость газа, как и в Европе, определяется на бирже. И цены в АТР сейчас примерно такие же, как в ЕС, рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Цены на бирже азиатских рынков — под 800 долларов за тысячу кубов. Поэтому даже при ценах 800 в Европе СПГ обратно пока не спешит возвращаться. Конечно, мы понимаем, что все это торги фьючерсами. Поэтому здесь некая спекулятивная доля тоже есть. Но реальные контракты все равно в конечном итоге привязываются к биржевым котировкам. Но даже нынешний высокий показатель в Европе — под 800 долларов за тысячу кубов — не позволяет вернуть обратно СПГ, а значит, и как-то снизить дефицит на европейском рынке».

Дефицит и рост цен связан еще и с низкими запасами в европейских газовых хранилищах, и, по идее, «Газпром» мог бы увеличить закачку. Но компания, видимо, ждет запуска «Северного потока — 2», а для этого газопровод необходимо сертифицировать. И как в конце прошлой недели объяснял немецкий регулятор, он сначала подаст заявку в Еврокомиссию. Она не может наложить вето, но обязательно сформирует свое мнение. В Берлине постараются его учесть. И только потом принять окончательное решение по сертификации Nord Stream 2 AG. И на все это есть четыре месяца начиная с 8 сентября. Как будут в ожидании запуска трубы меняться цены — вряд ли кто-то сможет точно предсказать.

А в это время в Великобритании поставщики энергии оказались на грани банкротства. Как сообщила Financial Times, связано это все с теми же ценами на газ. Поднимать их для потребителя нельзя. То есть компании терпят убытки. И теперь власти задумались о выдаче поставщикам чрезвычайных кредитов, чтобы они покрыли разницу между теми ценами, по которым они покупают газ, и теми, по которым продают его клиентам. И, возможно, Борис Джонсон не зря помянул роман Свифта о выдуманных и воюющих из-за пустяков странах — как намек на то, что хватит напрасно спорить и нужно спокойно договориться.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию