Как устроивший стрельбу в пермском университете смог пройти психиатра и получить оружие?
Лента новостей
Тимур Бекмансуров готовился к расстрелу больше полугода. В том числе он изучал поправки к законам, принятые после нападения на школу в Казани 11 мая
Обновлено 21 сентября в 11:15
В Прикамье 21 сентября день траура после вчерашней стрельбы в пермском госуниверситете. Убиты шесть человек, в том числе пять женщин, 28 пострадавших.
Стрелявший — 18-летний первокурсник юрфака Тимур Бекмансуров —ранен при задержании и находится в крайне тяжелом состоянии.
В Сети появилась запись видеорегистратора из такси, где видно, что студент начал стрелять еще на улице по машинам, выстреливает в лобовое стекло проезжающего автомобиля, водитель ускоряется. Но, похоже, тогда никто не вызвал наряд полиции.
По данным СМИ, Бекмансурову будет проведена психолого-психиатрическая экспертиза.
Редкий случай, когда в подобной ситуации напавший остался в живых, был в 2015 году в московской школе в Отрадном. Тогда десятиклассник, расстрелявший из огнестрела двоих, был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.
Сейчас психологи и психиатры изучают записку, которую оставил юноша перед тем, как пойти расстреливать людей. Хотя назвать это запиской не поворачивается язык. Это семь страниц 14-м размером шрифта Times New Roman с полуторным интервалом. Читать это страшно.
Тимур Бекмансуров готовился к расстрелу больше полугода. Холодно, методично. Изначально он хотел устроить массовый расстрел в своей школе, но к выпускному не успел пройти все формальности для легальной покупки помпового ружья. Как пишет сам Бекмансуров, он не планировал никуда поступать и сдал экзамены только для только, чтобы осуществить задуманное, еще в марте. Сдал и просто ждал, какой вуз, выражаясь его же словами, подпишет себе приговор, приняв такого студента.
Отдельная часть текста посвящена тому, как он проходил психиатра в клинике для получения лицензии на оружие. К тестам готовился, знал, как отвечать, чтобы лицензию выдали. И в том, что будущий убийца прошел все эти тесты, нет ничего удивительного, говорит врач-психиатр, врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович:
Александр Федорович врач-психиатр, врач-психотерапевт высшей категории «Это стандартная процедура. Она совершенно не экспертная. Она предполагает выявление каких-то максимально грубых моментов, которые должны насторожить специалиста. Если человек отвечает складно, внятно, никаким образом не вызывает подозрений внешне, если речь построена правильно (а судя по записке, там все очень даже с этим делом неплохо, тем более человек подготовился), в принципе у специалиста не должно возникать никаких сомнений в том, что человек абсолютно в этот момент адекватен и на момент осмотра находится вне проблематики, вне болезни».
При этом все поправки к законам, принятые после нападения на школу в Казани 11 мая, Бекмансуров изучал и был готов к тому, что оружие ему не продадут. И это его бы не остановило. Как пишет сам нападавший, он избрал бы иной метод — но все равно убил бы. Почему? Просто потому, что ненавидит людей и себя в том числе.
Прагматичность и расчет, описанные Бекмансуровым, простого обывателя шокируют. И тот же Александр Федорович не считает, что юноша был психически нездоров. Слишком все стройно и складно.
А вот кандидат медицинских наук, психиатр, директор Медицинского центра доктора Зобина Михаил Зобин увидел ряд симптомов. Так, описывая свое состояние, Бекмансуров указывает на то, что иногда видит все как во сне, что он как будто наблюдает за собой со стороны, жалуется на звон в голове, на усталость и на то, что сон не помогает, а еще говорит, что никогда не понимал эмоции. Только яркие, например страх. И страх, и боль окружающих доставляли ему удовольствие с детства. Особо подчеркивая, что ни в коем случае не ставит диагноз, Михаил Зобин рассказывает о том, что он увидел в этом письме:
Михаил Зобин кандидат медицинских наук, психиатр, директор Медицинского центра доктора Зобина«Есть основания предполагать, что с детства это выглядело как шизоидная психопатия или различные варианты с аутизмом или без аутизма. Но со временем это претерпело определенную динамику и в последнее время приобрело уже черты психотического расстройства. Обычно это называется предпсихотическое напряжение. При этом идет параллельно линия подготовки к убийству — проработанная, продуманная, которая вроде бы должна свидетельствовать против диагноза психического заболевания, но на самом деле это не свидетельствует против. Просто уровень психотического расстройства таков и динамика его такова, что это заканчивается вот такими трагическими событиями».
Ответ психиатра на главный вопрос — можно ли было не допустить этой трагедии, вовремя заметить, пресечь, упредить — не радует. По словам доктора Зобина, это практически невозможно. И что самое страшное — заболевания такого рода могут быть врожденными. Социум — окружающая нас агрессия, безразличие и так далее — может спровоцировать кризис, подтолкнуть, ускорить процессы, но внешние факторы не лежат в основе таких расстройств.
Мать Тимура Бекмансурова рассказала, что пребывает в шоке от случившегося, по ее словам, никаких предпосылок и странностей в поведении сына она не замечала, сообщает телеграм-канал Mash.
Спокойный, нормальный, домашний — так описала Тимура мать. Отец с семьей не жил, но регулярно созванивался с сыном.
Сейчас в очередной раз будет сказано много слов о ЧОП, охране в школах и вузах, об оружии, наверняка опять о компьютерных играх и так далее, возможно, законодатели опять примут какие-то поправки, вот только решит ли это проблему? Опыт Бекмансурова, смеющегося в своем письме над всеми этими попытками общества противостоять таким, как он, к огромному сожалению, говорит громче любых слов и поправок.