Кассация не отменила приговор Михаилу Ефремову
Лента новостей
Защита просила Второй кассационный суд вернуть дело на новое апелляционное рассмотрение в Мосгорсуд, а сам осужденный — снизить наказание. Но срок лишения свободы в 7,5 года остался в силе
Обновлено в 13:57
Второй кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения приговор актеру Михаилу Ефремову, осужденному на 7,5 года по делу о смертельном ДТП в центре столицы в июне 2020 года. Об этом сообщает корреспондент Business FM.
«Приговор суда и апелляционное определение оставить без изменения, а кассационные жалобы защиты — без удовлетворения», — огласил постановление председательствующий в кассационной коллегии.
Защитники актера Петр Хархорин и Роман Филиппов просили отменить апелляционное определение Московского городского суда от 22 октября 2021 года и вернуть дело на новое апелляционное рассмотрение.
Сам Ефремов участвовал в слушании по видео-конференц-связи из колонии. Там вместе с ним находился третий адвокат Юрий Падалка.
В начале процесса защита представила «исключительно положительные» характеристики Ефремова из колонии и ответ на адвокатский запрос о состоянии его здоровья с указанием хронических заболеваний, которые, как сказал Хархорин, «никуда не делись». Эти документы были приобщены к материалам дела, в отличие от обращения 46 деятелей культуры и искусства, чьи подписи оказались не заверены нотариально. Защита проинформировала суд о том, что актер возместил ущерб владельцу разбитого фургона. Конкретная сумма не прозвучала.
Позже Петр Хархорин корреспонденту Business FM, что Ефремов заплатил около 300 тысяч рублей, всего предлагал 700 тысяч рублей, но собственник машины обратился в страховую компанию. «Часть суммы была выплачена [владельцу] по ОСАГО, поэтому, когда страховая компания предъявит Михаилу Ефремову иск, он возместит все немедленно до копейки», — заверил защитник.
Обращаясь к суду, Петр Хархорин утверждал, что при рассмотрении апелляции судьи Мосгорсуда не дали защите задать все необходимые вопросы судмедэксперту Елене Кучиной из ООО «Судебно-медицинский эксперт». Она была приглашена защитой и пришла к выводу, что в момент аварии водитель фургона Сергей Захаров не был пристегнут ремнем безопасности.
«Нам не дали возможность эффективно защищать Ефремова, — выступал Хархорин. — Из девяти вопросов к эксперту пять были сняты судом. Как это расценить? Это нарушение права на защиту! Я вижу выход из сложившегося положения только в отмене решения апелляционной инстанции, чтобы при новом рассмотрении судьи могли вникнуть в этот вопрос».
Он отметил, что под стражей (с учетом домашнего ареста) его подзащитный находится 16 месяцев и пять дней, из них девять месяцев и 11 дней — в колонии в Белгородской области.
Адвокат сказал, что сейчас его клиент находится «не в лучшем состоянии здоровья». «Я у него был вчера, — рассказал Хархорин. — Должен вам сказать, что сейчас он лучше себя чувствует. Кончился аллергенный период, все отцвело. И он воспрял. Когда я был у него месяц назад, на него было страшно смотреть. Не знаю, не представляю, как высидеть семь лет в южных частях страны, для него это будет очень тяжело».
Он добавил, что сам Ефремов признавался защите, что не хочет уезжать из колонии, поскольку «привык». «Но как творческий человек, я уверен, он бы не возражал, если бы ему изменили вид отбытия наказания», — сказал защитник, имея в виду колонию-поселение.
Ранее, 8 сентября 2020 года, Пресненский суд столицы признал Ефремова виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ), и приговорил к восьми годам колонии. В Мосгорсуде адвокаты просили снизить срок в два раза и считать его условным или отправить осужденного отбывать наказание в колонию-поселение. Они, в частности, ссылались на то, что Ефремов раскаялся и полностью возместил потерпевшим [ими были признаны родственники погибшего] ущерб на сумму 4 млн 615 тысяч рублей. Однако Мосгорсуд 22 октября 2020 года снизил актеру наказание лишь на полгода — до 7,5 года колонии. После этого актера отправили отбывать наказание в колонию в Белгородской области.
Защитники осужденного утверждали, что при рассмотрении апелляции суд второй инстанции допустил существенное нарушение уголовно-процессуального закона (УПК), а назначенное актеру наказание является «несправедливым вследствие своей чрезмерной суровости».
«Осознав свою вину, Ефремов неоднократно обращался к потерпевшим с извинениями и покаянием. Неслучайно и его безупречное поведение в СИЗО, что подтверждено имеющейся в деле характеристикой», — говорилось в кассационной жалобе защиты. В ней отмечалось, что «слабое состояние здоровья Ефремова в совокупности с выявленным у него органическим расстройством личности в связи со смешанными заболеваниями и синдром зависимости от алкоголя остались без реальной оценки». По мнению защиты, это «важнейшее смягчающее обстоятельство». К существенным нарушениям УПК защита отнесла тот факт, что Мосгорсуд должным образом не учел доводы защиты о том, что, по мнению адвокатов Ефремова, Захаров не был пристегнут во время ДТП ремнем безопасности.
Позиция Ефремова отличалась от позиции его адвокатов. Он просил не о новом апелляционном рассмотрении, а только смягчить срок или изменить вид исправительного учреждения. Впрочем, артист полагал, что назначенное ему наказание чрезмерно суровое. «И я согласен с адвокатами, что снижение мне наказания будет разумным и справедливым шагом», — указал он в кассационной жалобе. Актер признался, что вопрос о том, был ли пристегнут в момент ДТП потерпевший, интересует его лишь с той точки зрения, сможет ли это повлиять на снижение ему срока. «Я хочу пояснить, что моя основная цель — это снижение наказания до разумных пределов. Срок в 7,5 года с моим здоровьем я могу не выдержать. Прошу проявить ко мне милосердие и снизить мне наказание», — написал в жалобе Ефремов.
На заседании кассационной инстанции он выступил с речью, сказав, что «образ [погибшего] Сергея Захарова» его «ни на минуту не покидает». «Я молюсь за упокоение его души», — сказал он и добавил, что эта трагедия его «морально раздавила». Ефремов отметил, что очень страдает от астмы и хронической обструктивной болезни легких, и выразил сомнение, что может отсидеть в колонии общего режима весь срок.
Он вновь вспомнил суд и своего бывшего адвоката Эльмана Пашаева, который, по его словам, «появился как черт из табакерки», и началось «своеобразное адвокатское шоу». «Мне же было все равно. Я думал, чем хуже, тем лучше, я [это] заслужил», — признался Ефремов. По его словам, теперь он жалеет, что не смог остановить своего защитника от агрессивных высказываний в адрес потерпевших. Сам судебный процесс Ефремов сравнил с цирком. Завершая свое выступление, он добавил, что «случившаяся трагедия стала серьезным и жестоким уроком [для него] на всю жизнь». «Прошу вас о снижении и милосердии», — обратился актер к судебной коллегии.
Однако представители потерпевших и прокурор сочли решения нижестоящих судов законными, они просили оставить приговор без изменения, а кассационные жалобы Ефремова и его адвокатов — без удовлетворения.
Так, лишенный статуса адвоката представитель потерпевших Александр Добровинский признался: его не оставило равнодушным выступление осужденного. «Я был очень тронут словами Михаила Олеговича. В первый раз услышал от него человеческие слова, и похоже, что он осознал, что он сделал», — сказал юрист.
Его коллега, другой представитель потерпевших Ирина Хайруллина сказала, что и ей хотелось бы поверить в раскаяние осужденного. «Но с точки зрения права защитой не приведено никаких доказательств, которые бы могли повлечь снижение Михаилу Олеговичу наказания», — заключила она.
В свою очередь представитель прокуратуры озвучил мнение, что «назначенное Ефремову наказание соответствует требованиям Уголовно-процессуального кодекса, является соразмерным и справедливым». Он подчеркнул, что в результате действий осужденного «наступили необратимые последствия в виде смерти потерпевшего», а сам актер, страдающий алкогольной зависимостью, в момент аварии был пьян.
В совещательной комнате судьи провели около получаса, а выйдя оттуда, оставили приговор в силе. Сам Михаил Ефремов, казалось, предвидел подобный исход. Он ответил, что решение ему понятно, и ничего не добавил.
Покидая суд, его адвокаты сообщили, что у них остаются возможности обжалования приговора в Верховном суде России вплоть до его председателя. «Там пять или шесть ступеней. Но это зависит от Миши. Если Михаил Олегович согласится, то будем работать», — сказал Business FM Петр Хархорин. Своего клиента он планирует навестить в колонии через три дня и узнать о дальнейших планах. Отвечая на вопросы радиостанции, защитник рассказал, что в колонии у Ефремова все хорошо. Там его с уважением называют дядя Миша и сотрудники, и заключенные. Как и другие осужденные, Ефремов имеет право на передачи весом в 30 килограммов в месяц, но никаких жалоб и просьб от него не поступает. За это, по словам адвоката, актер снискал у него лично глубокое уважение. Что же касается условно-досрочного освобождения, то эта возможность появится у Ефремова в середине 2023 года. Однако так далеко защита пока не заглядывает.