Взрыв газа в Ногинске. Что известно о ЧП и почему подобные трагедии происходят каждый год?
Лента новостей
Специалисты отмечают, что люди в межсезонье используют газ для обогрева. Тут помогли бы газоанализаторы. Однако при капремонтах такое оборудование почему-то не ставят
Обновлено 9 сентября в 10:10
Ежегодно в российских домах происходит несколько десятков взрывов бытового газа. На этот раз утечка привела к трагедии в подмосковном Ногинске.
Это произошло рано утром на улице 28 Июня в девятиэтажке под номером 9а. Эпицентр находился на третьем этаже. По одной из версий, жильцы одной из квартир оставили газовую плиту включенной на ночь, чтобы согреться, так как было холодно. К утру огонь погас, газ заполнил помещение, и когда утром зажгли свет — он сдетонировал.
При открытых окнах взрыва могло бы и не быть. Метан — а это основа бытового газа — легче воздуха, он просто ушел бы из кухни на улицу. Но окна, скорее всего, были закрыты, чтобы сберечь тепло. Это и привело к ЧП, говорит профессор Московского государственного строительного университета Александр Комаров:
Александр Комаров профессор Московского государственного строительного университета «Самое большое количество взрывов — в межсезонье. Происходит это по одной простой причине: в этот период, как сейчас, холодно на улице, и в квартире тоже холодно. Вентиляция не работает, поэтому незначительная утечка приводит к взрыву. Что касается разрушений — они определяются прочностью в ограждающих конструкциях. В частности, к ним относятся окна. Если они застеклены, например, обычным стеклом, то достаточно их вышибить, чтобы то, что у вас сгорело, все это выбросилось наружу, не сильно подняв давление».
Именно взрыв в закрытом помещении привел к таким серьезным разрушениям. Частично обрушился один подъезд со второго по четвертый этаж, пострадали несколько десятков квартир.
Конечно, хочется знать точные причины аналогичных ЧП, к примеру, причины взрыва газа в жилом доме в Магнитогорске 31 декабря 2018 года, когда погибли 39 человек. Отчеты о расследованиях таких аварий не то чтобы засекречены — они публикуются в специализированных изданиях, но в открытом доступе в интернете найти ничего не удалось.
Что касается дома в Ногинске, то он относительно новый, 2003 года постройки. Два года назад в нем провели капремонт. Последняя плановая проверка газового оборудования в этом доме, по данным «Интерфакса», прошла в конце мая. Нарушений не нашли.
Непонятно, правда, почему жильцы квартиры, где, предположительно, произошел взрыв, не поняли, что у них утечка бытового газа, в который специально добавляют сильно пахнущие вещества.
Снизить число таких случаев можно, установив в жилом доме специальное оборудование. Так считает председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ в Госдуме VII созыва Галина Хованская:
Галина Хованская председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ в Госдуме VII созыва «В новостройках устанавливаются системы автоматического отключения подачи газа, с сообщением, с сигналом на пульт аварийной диспетчерской службы. Почему это нельзя сделать в период капитального ремонта дома — я не знаю. Точнее — я знаю, что причина только в финансировании. Значит, нужно это делать всегда и везде, в старом жилом фонде в период капитального ремонта. Потому что как раз в старом жилищном фонде состояние плит, состояние системы газоснабжения оставляет желать лучшего».
Приборы, которые могут автоматически оповещать аварийные службы об утечках и перекрывать подачу газа, не то чтобы очень дорогие: порядка 5 тысяч рублей. Только устанавливать их должны специалисты организации, которая осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного оборудования. А простейший датчик, который будет издавать громкий звуковой сигнал при утечке газа, могут повесить рядом с плитой и сами жильцы. Найти такие сигнализаторы можно в строительных магазинах. Цена вопроса — чуть больше тысячи рублей.
Поисковые работы на месте ЧП в Ногинске продолжатся и ночью, но их осложняет угроза обрушения конструкций. В результате случившегося погибли семь человек, 17 пострадали.
Одним из погибших оказался сотрудник Центра подготовки космонавтов, руководитель водолазной подготовки Александр Соловьев.