Для бывшего алюминиевого магната Анатолия Быкова запросили почти максимальный срок
Лента новостей
По мнению гособвинителя, за организацию двойного убийства 27-летней давности бывший глава КрАЗа должен отправиться в колонию почти на 14 лет и 11 месяцев. Максимальный срок наказания за вменяемое ему преступление — 15 лет
Суд 7 сентября огласит приговор бывшему председателю совета директоров Красноярского алюминиевого завода и экс-депутату регионального Заксобрания Анатолию Быкову. Его обвиняют в организации двойного убийства, совершенного в 1994 году. Прокуратура запросила для него почти 15 лет заключения.
По мнению защиты, если суд назначит такое наказание 61-летнему мужчине, это будет равнозначно смертному приговору. Между тем Следственный комитет по Красноярскому краю завершил расследование двух других уголовных дел, возбужденных против бывшего алюминиевого магната.
Дело слушается в Свердловском районном суде Красноярска. После вынесенного 31 августа обвинительного вердикта присяжных участникам процесса потребовалось два заседания, чтобы обсудить юридические последствия вердикта. В четверг, 2 сентября, весь день зачитывали различные характеристики фигуранта, который помимо коммерции активно занимался в крае общественной и политической деятельностью. А 6 сентября в ходе так называемых вторых прений сторон прокурор Жанна Волнистова сообщила, какое наказание считает справедливым для Анатолия Быкова, — 14 лет и 11 месяцев колонии общего режима. При этом она призвала суд не применять к подсудимому 15-летний срок давности.
Стоит отметить, что по старому УК РСФСР за организацию убийства двух лиц (статья 17 пп. «з», «н», статья 102) предусмотрено наказание на срок от восьми до 15 лет заключения.
Ранее четырьмя голосами против двух присяжные сочли доказанной причастность Быкова к расправе над деловым партнером Александром Наумовым и его другом Кириллом Войтенко. Оба они ехали на автомобиле в Свердловском районе Красноярска, когда 24 июля 1994 года их машину расстреляли из автомата Калашникова и пистолета ТТ.
Войтенко убили сразу, а Наумов выскочил из автомобиля и попытался спастись бегством. На шум выстрелов среагировали сотрудники милиции, которые бросились в погоню. В суде адвокаты Быкова пытались доказать, что Наумова расстреляли стражи порядка, а не киллеры криминального авторитета Владимира Татаренкова (Татарин) — Сергей Бакуров и Владимир Чучков. Последний до сих пор в бегах.
Бакуров же был осужден к пожизненному сроку, а Владимир Татаренков как организатор преступления получил 13 лет заключения, срок он уже отбыл. Он-то и дал показания против Быкова, который, по его словам, ничем не помог ему, когда он был в колонии.
Сам Быков отрицал вину и настаивал, что его преследуют из-за политических амбиций: незадолго до его ареста истек 15-летний запрет на участие в политической жизни, и он мог баллотироваться в региональную думу и даже в губернаторы.
Присяжные сочли, что Быков не заслуживает снисхождения. К тому, что для него запросят максимальное наказание, он был готов, рассказал Business FM его адвокат Алексей Прохоров:
Алексей Прохоров адвокат «При вынесении обвинительного вердикта коллегией присяжных срок, который просит прокуратура и который назначает суд, всегда на порядок выше того срока, который был бы назначен при единоличном рассмотрении дела судом. Почему это делается? Потому что в суде присяжных действительно есть реальный шанс на то, чтобы оправдаться. И, видимо, в знак компенсации и меньшей популяризации [суда] присяжных и просят такие наказания. Поэтому мы, адвокаты, всегда предупреждаем подзащитного: если вас признают виновным без права на снисхождение, вы получите больший срок, чем тот, который могли получить при слушании дела профессиональным судьей. Но за Быкова ручались и характеризовали его герои России, кавалеры трудовых орденов славы. Но, видите, Владимир Татаренков получил за это преступление 13 лет, а для Анатолия Петровича Быкова при гораздо лучших личностных характеристиках просят больше. Это еще раз, на мой взгляд, говорит о политизированности его обвинения и намерении фактически уничтожить этого человека».
Комментируя запрошенное подсудимому наказание, Алексей Прохоров сказал, что «государство таким образом, видимо, решило убить Анатолия Петровича»: «Я желаю ему долголетия и прожить как можно дольше, сохраняя себя в том виде, в каком он сейчас есть, то есть в прекрасной физической форме. Но вообще, человеку сейчас 61 год, и если ему дадут 14 лет и 11 месяцев лишения свободы, а тюрьма, как вы понимаете, никому здоровья не добавляет, то шансы на то, что мы когда-нибудь увидим его на свободе, крайне низки».
Сам Анатолий Быков, по словам его адвокатов, воспринял запрошенный срок, «как всегда, спокойно». В последнем слове он был краток и заявил: «Я не совершал этого преступления».
Прокуратура одновременно с вынесением приговора просила судью Татьяну Гусеву вынести частное постановление в адрес адвокатских палат в связи с действиями адвокатов Алексея Прохорова и Марии Серновец. По мнению гособвинителя Жанны Волнистовой, речь идет о фактах «незаконного воздействия на присяжных заседателей» со стороны защитников. Так обвинение расценило комментарии адвокатов в СМИ по ходу процесса. Впрочем, сами защитники факт давления на присяжных отрицают. «В противном случае уже было бы возбуждено дело», — сказал Business FM Алексей Прохоров.
Выступая в суде, адвокаты в свою очередь заметили, что по закону обвинительный вердикт присяжных не обязателен для председательствующего. Судья вправе вынести оправдательный приговор, если видит, что отсутствует состав или событие преступления. Алексей Прохоров призвал судью поступить именно так. При этом защитник сослался на вступившие в силу приговоры Сергею Бакурову и Владимиру Татаренкову, которые, на его взгляд, имеют преюдициальное значение — то есть должны приниматься другим судьей без проверки имеющихся в них фактов. По его мнению, описанные в них действия фигурантов противоречат обвинению Быкова. Это, полагает Прохоров, говорит о недоказанности вины его подзащитного. Он также высказал мнение, что судья должна в обязательном порядке, а не на свое усмотрение применить сроки давности и закрыть дело Быкова. «Смертная казнь у нас в стране запрещена мораторием, пожизненное наказание санкция статьи не содержит, то есть ни одно из этих наказаний ему не может быть назначено, а потому сроки давности должны применяться в общем порядке, а не по усмотрению суда», — заявил адвокат.
Какое бы наказание суд ни назначил Быкову, защитники обещали обжаловать его в Красноярском краевом суде. Тем временем управление СК по Красноярскому краю уже завершило расследование двух других уголовных дел, возбужденных против бизнесмена: о подстрекательстве к убийству учредителя красноярской фирмы по утилизации промышленных отходов Андрея Неколова и о покушении на вице-президента Федерации бокса Красноярского края Андрея Грабовского в 2004 году, а также об уклонении от уплаты налогов более чем на 60 млн рублей. В настоящее время Быков и его адвокаты знакомятся с материалами уголовных дел. На это, по их прогнозам, может потребоваться месяц-полтора.