Выкса: моногород столичного типа и центр российского стрит-арта
Лента новостей
В России около 330 моногородов. Отношение к ним неоднозначное: кто-то предлагает их сократить, другие выступают за увеличение их числа. Большинство моногородов существуют за счет больших предприятий, господдержки. А есть монопрофильное поселение Выкса, в котором большую роль в формировании городской среды играет ежегодный фестиваль стрит-арта
Что делать с российскими моногородами, так по сей день и не решено окончательно. Одни говорят, что их список (а по данным 2019 года в России насчитывалось 320-330 монопрофильных поселений) надо серьезно сократить, и продолжать оказывать поддержку только тем, что еще реально живы — то есть, либо там не закрылись градообразующие предприятия, либо развивается альтернативная экономика. Другие, напротив, уверены, что список надо расширить, изменив при этом критерии отнесения к моногородам — это даст возможность претендовать на государственную помощь большему числу российских населенных пунктов, часть которых являются «моно» пусть не де-юре, но де факто. Третьи радикально призывают вообще перестать кормить монопрофильники — дескать, пусть это делает кто угодно,если хочет, но не государство и его налогоплательщики.
В любом случае, как только где-то звучит слово «моногород», в 99% из 100% случаев дальше речь пойдет о финансовой помощи, без которой мало какие из монопрофильных поселений способны выжить.
«Большинство из них ориентированы на государственные оборонные или минерально-сырьевые заказы. Спад производства вызывает в монопрофильных поселениях целый ряд проблем: падение уровня жизни, резкое ухудшение социально-экономической ситуации, сложности обслуживания жилищного фонда и объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления не способны решать социальные проблемы только за счет доходов собственников градообразующих предприятий» — этот отрывок из статьи в «Википедии» практически все объясняет.
Конечно, есть моногорода (это не стоящие особняком гиганты вроде Тольятти или Нижнего Тагила), жизнь которых течет по какому-то альтернативному сценарию. Обычно этот сценарий имеет в основе один из трех сюжетов. Первый — города-лидеры. По словам генерального директора Фонда развития моногородов Ирины Макиевой, которые приводит «Российская газета», они уже вышли за пределы приставки моно-, окрепли и требуют более масштабного подхода. «Это города, где не нужно спасать ситуацию и заниматься только лишь созданием рабочих мест. Им нужно больше: развитие городской экономики, городской среды», — считает Макеева.
В частности, по итогам ежегодного рейтинга моногородов 2020 года в топ-10 вошли Набережные Челны (Республика Татарстан), Тольятти (Самарская область), Первомайский (Тульская область), Губкин (Белгородская область), Кумертау (Республика Башкортостан), Череповец (Вологодская область), Костомукша (Республика Карелия), Невинномысск (Ставропольский край), Нижнекамск (Республика Татарстан) и Тутаев (Ярославская область).
Второй сюжет — госфинансирование и реновация. Так случилось, например, с Анжеро-Судженском, моногородом в Кемеровской области, где закрыли все шахты, организовали нефтеперерабатывающий кластер и построили предприятия по производству стройматериалов.
Сюжет третий — особое внимание властей на местах к грамотному бизнес-использованию какого-то другого, чаще всего туристического потенциала моногорода, как в случае с янтарной столицей Калининградской области — расположенным на побережье Гданьского залива поселком городского типа Янтарный.
Еще один, не традиционный даже для альтернативной реальности сюжет вот уже 11 лет разворачивается в Выксе. Историки скажут, что прежняя Выкса — это братья Баташовы, в XVIII веке сделавшие город центром своей металлургической империи. Экономисты добавят, что сегодняшняя Выкса — это входящий в состав Объединенной металлургической компании «Выксунский металлургический завод», один из российских лидеров трубного и колесопрокатного производства и один из самых заметных игроков рынка промышленного туризма.
Урбанисты и культурологи согласятся, но добавят, что для них Выкса — это прежде всего знаменитый фестиваль новой культуры «Арт-Овраг», который теперь называется «Выкса | Арт-Овраг». Во многом благодаря ему небольшой монопрофильник в Нижегородской области с населением чуть больше 50 тысяч человек завоевал звание столицы российского стрит-арта. Как говорят погруженные в тему, это единственный город, для которого все, что стрит-арт, по определению хорошо. В 2021 году «Выкса | Арт-Овраг» состоялся в юбилейный, десятый раз. Никакого противоречия: фестиваль существует 11 лет, но прошлый год по известным всем причинам пришлось пропустить.
Итог десятилетия: более 100 стрит-арт-произведений. Среди них утраченные во время ремонтных работ и затем восстановленные на деньги выксунцев граффити «Сказка о потерянном времени» знаменитого, уже ушедшего из жизни художника Паши 183, его называли «русским Бэнкси»; созданные в 2013 году арт-объекты «Случайный акт деконструктивизма» Роба Малхолланда и «Единорог» Габора Миклоша Соке; самое большое произведение патриарха современного российского искусства Эрика Булатова — триптих «Стой — иди» и «Амбар в Нормандии»; арт-двор «Черный кортик», остановка «Арт-Овраг», инсталляция «PRO.Елка» Петра Виноградова; удивительная работа Тимофея Радя «Все это не сон» и так далее.
На сей раз выксунскую стрит-арт-коллекцию пополнил «Пустой пьедестал» Чарльза Ренфро, автора нью-йоркского High Line Park и московского парка «Зарядье». «Иногда пьедестал, как ему и положено, будет оставаться пустым, и на нем можно будет встречаться, общаться, кататься на скейтбордах, велосипедах и самокатах. Но мы хотим, чтобы каждые два-три месяца на нем появлялись новые работы паблик-арта, которые лучшие художники мира будут делать для Выксы. Потом эти работы будут переезжать в парк «Лесопосадка», где, я надеюсь, появится настоящий скульптурный парк», — рассказал на открытии «Пустого пьедестала» директор фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» 2021 года Федор Павлов-Андреевич.
Еще одна фестивальная стрит-премьера — мурал «Смайл», первое детское произведение в коллекции уличного искусства Выксы. Как рассказывает его идеолог, художник Наталья Стручкова, «прежде чем создать роспись, мы с детьми совершили прогулку по улицам Выксы. Мы надели на головы коробки (на самом деле, маски героев «Майнкрафта») с квадратными прорезями для глаз. Задание было такое: посмотреть на мир квадратными глазами и увидеть в нем неквадратные предметы: круглые, треугольные и так далее. Все, что дети увидели, изображено на этой стене. Вот только самый первый увиденный предмет — «пузо дяденьки в магазине» — мы рисовать не стали».
Поэт Наум Олев писал:
Огни большого города,
Огни большого города,
Мерещатся провинции
В честолюбивых снах.
Ах, золотые горы там,
Ах, золотые горы там,
И реки там молочные
В кисельных берегах…
Может ли фестиваль сделать жизнь маленького города разнообразней и привлекательней, создав ту самую комфортную городскую среду, которая не одним же масштабом определяется? Выкса доказывает, что может. Именно стрит-арт, выбранный когда-то стержневым направлением «Арт-Оврага», позволяет сохранить эту среду после того, как отшумит многоликий фестивальный уикенд.
По мнению Ирины Седых, главы фонда «ОМК-Участие» и основателя фестиваля, он одинаково важен с культурной, социальной и экономической точек зрения: «Для жителей это важно, потому что они сами непосредственные участники фестиваля и открывают для себя свой город немного с другой стороны. Особенно в этом году, потому что основа программы фестиваля — локальный контекст. Для гостей это еще одна возможность увидеть Россию другой, разной». Благодаря фестивалю и его сохраняющимся во времени и пространстве цитатам в виде стрит-арт-объектов, выксунцам дана редкая для малых городов и особенно для моногородов возможность избавиться от синдрома упущенной выгоды, от чувства, что все самое интересное и хорошее проходит где угодно, но точно не здесь. Ведь теперь не только они стремятся в соседние Владимир и Нижний Новгород или в совсем уж сладкую Москву. Столица и даже заграница сама едет в Выксу, заметную точку на культурной карте России.
К тому же, как считает Ирина Седых, можно считать запущенным процесс привлечения в город инвестиций. «Это, наверное, задача не наша как компании, а городской власти, но фестиваль точно помогает. Выкса уже дважды становилась победителем конкурса проектов по созданию комфортной городской среды, который Минстрой проводит среди малых городов и исторических поселений. Результаты использования этих грантов выксунцы могут видеть и на набережной, и в центральном парке. Мне кажется важным, что это не частные, а именно государственные инвестиции, то есть государство, оказывая Выксе поддержку, оценивает тот вклад, который вносят в развитие города и его администрация, и наша компания, и «Арт-Овраг», и живущие тут люди», — подчеркивает Ирина Седых.
Вне стрит-арт-программы центром фестиваля этого года стал «сезон Петрушевской». От спектаклей по ее пьесам остается память, от прочитанного слова — мысль, от шляп ее собственного производства — вау-эффект. Еще Людмила Петрушевская хочет подарить Выксе новое имя парка, который, так уж получилось, испокон веков называется «Лесопосадка». Не звучит, не по-столичному. А ведь Выксе и ее городской среде пора бы привыкать к новому статусу.