Почему наша современная школа не место для танцев. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Танец живота на линейке исполнила одна из учительниц, что привело к скандалу. Политолог считает, что наша школа несовременна и заточена на то, чтобы рождать послушных исполнителей чужих приказов
Начался новый учебный год. По традиции в День знаний президент отправился в школу на встречу с учениками. Владимир Путин провел открытый урок истории во Всероссийском детском центре «Океан» под Владивостоком, во время которого перепутал Северную войну с Семилетней. Его поправил ребенок. Было и еще несколько первосентябрьских казусов.
Обновление: позднее в Кремле прокомментировали ситуацию, там слова мальчика наглостью не считают. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков выразил надежду на то, что школьника наказывать не будут.
Урок в исполнении Путина не обошелся без казуса. Президент оговорился, перепутав Северную войну времен Петра I и Семилетнюю войну, случившуюся на полвека позже. Это была именно оговорка, поскольку канву событий Путин изложил точно. Один из школьников, Никанор Толстых из Воркуты, поправил президента, и тот поблагодарил школьника «за поправочку», продолжив повествование.
Школьник поправил Путина во время открытого урока во Владивостокеhttps://t.co/Uvrs3NGTF0pic.twitter.com/oKTqBwZLJ5
— РИА Новости (@rianru) September 1, 2021
Этот казус обнажил сразу несколько проблем нашей школы. Потому что, во-первых, школьник Никанор уже получил замечание от руководства своей школы: мол, нечего указывать старшим даже на их ошибки. Во-вторых, пока что школьник Никанор вполне современный и свободный человек, который не боится поправить самого Путина. Во всяком случае, до сих пор не боялся. И хочется надеяться, что он таковым и останется, а тех, кто ему делал замечание, проигнорирует. Тем более что со стороны президентской администрации никаких кар не последовало и не последует. Мы все же не в восточной деспотии живем.
Другой казус случился в хабаровской школе, где во время торжественной линейки молодая учительница, занятая по линии дополнительного образования преподаванием танцев, исполнила танец живота. Ну и, разумеется, пошли проверки. Наверное, кто-то из региональных чиновников даже побывал в полуобморочном состоянии. Может, еще и Следственный комитет привлекут, который у нас по каким только поводам не привлекают.
По меркам советской школы танец живота на торжественной линейке — это, конечно, полный «зашквар». Оно, конечно, и по нынешним временам, наверное, стилистически не очень точное попадание. С другой стороны, учительница хотела как лучше и исполняла «танец птицы счастья». Не «Лебединое озеро» же ей исполнять или «Танец с саблями» на музыку Хачатуряна. Она тоже свободный человек, хотя и политически не очень грамотный, видимо. Но преподаватель танцев быть таковым и не обязан, на мой взгляд.
И на самом деле, не надо бы никаких проверок, бюрократических выволочек и тем более Следственного комитета. Потому что самая большая проблема нашей современной школы — это то, что она несовременна. Она забюрократизирована, а учителя замордованы всевозможной отчетностью и проверками. Такая школа менее всего заточена на то, чтобы рождать творческих личностей, готовых действовать в нестандартных ситуациях, не смущаясь самого факта нестандартности. Современная наша школа заточена на то, чтобы рождать послушных исполнителей чужих приказов. Бюрократов, офисный планктон, ну и так далее. Но не тех, кто мог бы совершить прорыв в будущее, ломая, если надо, устоявшиеся шаблоны.
На тему сокращения отчетности говорят уже лет десять, но дело особо не сдвинулось с мертвой точки. Есть надежда, что теперь сдвинется, после того как в конце прошлого года президент подписал федеральный закон, который уменьшает количество обязательной отчетности в учебных заведениях. Однако надо еще посмотреть, как это будет исполняться на практике.
Ранее каждому учебному заведению в среднем приходилось заполнять в год по 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей, в том числе по таким программам, которые считаются завершенными. До 80% всех контрольных процедур в учебных заведениях связаны не с органами управления образованием, а с деятельностью разного рода надзорных структур.
Преподавателей школ и вузов, помимо Рособрнадзора, проверяют еще не менее 18 ведомств, не имеющих прямого отношения к образованию. Наши учителя — мировые рекордсмены по числу времени, затрачиваемому на бюрократические процедуры. Вот с чем надо беспощадно бороться, а не с учителями, которые имеют смелость выходить за рамки казенщины. Таких, наоборот, надо ценить и всячески лелеять.
Любопытно, что на этом фоне другой выход за рамки предписанной рособрнадзоровской канвы не вызвал ни скандала, ни даже проверки. В новосибирской школе № 67 открылся профильный класс для будущих сотрудников ФСИН. И на классном часе 1 сентября заместитель начальника областного ГУФСИН рассказал десятиклассникам о «преимуществах службы в пенитенциарной системе России». Получается, что готовить в школе потенциальных охранников и их подопечных — это совершенно нормально, и ни у кого ничего не екнуло, никто не возбудился на проверку. Видимо, этим людям тюрьма и казарма по натуре ближе. А в казарме танцевать вообще не принято.