«Яндекс» предполагает, что может получить штраф от ФАС на 4,377 миллиарда рублей
Лента новостей
Возможный штраф связан с претензиями к «Яндексу» со стороны ряда компаний на так называемые «колдунщики» — интерактивные виджеты, появляющиеся на странице результатов поиска. В них «Яндекс» в основном рекламировал собственные сервисы, и это расследовала ФАС
Обновлено в 18:50
«Яндекс» оценил возможный штраф ФАС в 60,5 млн долларов. Это следует из отчета компании за второй квартал текущего года, пишет РБК.
«Нормативные претензии составили 4 млрд 377 млн рублей и включают административные процедуры в российском антимонопольном органе. Компания не признала ответственность в отношении этих претензий и административных разбирательств, поскольку руководство не считает, что компания понесла вероятные материальные убытки по какой-либо из этих причин», — говорится в отчете Yandex N.V., головной компании группы «Яндекс», зарегистрированной в Нидерландах.
ФАС с середины прошлого года рассматривает жалобу «Авито», «Туту.ру», ЦИАН, ivi, 2ГИС и других компаний на так называемых колдунщиков. Это интерактивные виджеты, появляющиеся на странице результатов поиска. В них «Яндекс» в основном рекламировал собственные сервисы.
Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Сам по себе размер штрафа является, безусловно, очень большим. При этом, учитывая масштаб компании с выручкой около 220 млрд рублей в прошлом году и прибылью около 24 млрд, оплата такого штрафа для компании является посильной. Будет она его платить или нет, зависит от того, насколько финально будет доказано, что компания нарушала соответствующее законодательство. И я думаю, что в целом, если посмотреть на развитие крупнейших IT-компаний, а «Яндекс» сейчас развивается очень высокими темпами, выходит во множество новых, очень перспективных и быстроразвивающихся проектов, то практически ни одна из компаний в мире не может обеспечить такой впечатляющий рост без каких-то узких мест, или ошибок, или каких-то сбоев. Здесь вопрос скорее в том, насколько быстро компания реагирует, насколько быстро она исправляется и насколько четко сфера ответственности прописана в договорных отношениях между компанией и контрагентами, с которыми она взаимодействует, ну и насколько компания выполняет требования законодательства. Я думаю, что если есть возможность в соответствии с законодательством оспаривать какие-то решения по штрафам, если компания действительно права, то я думаю, что она будет это, конечно, делать. Но если у антимонопольной службы есть достаточная доказательная база, то, безусловно, штраф придется платить».
В «Яндексе» пояснили, что в своем отчете компания отражает «все возможные риски, которые имеют гипотетическую вероятность».
Комментирует представитель пресс-службы «Яндекса» Анастасия Назаренко:
Анастасия Назаренко представитель пресс-службы «Яндекса» «Рассмотрение дела продлено до 27 января. Мы находимся в диалоге с ФАС и рынком. «Яндекс» публичная компания, поэтому в отчете мы обязаны отражать все возможные риски, которые имеют гипотетическую вероятность, в том числе он отражает и максимально возможный размер штрафа по делу о поисковой выдаче».
А в случае «Яндекса» убытки посчитать очень сложно, стороны, скорее всего, попробуют договориться, и на котировках компании это не отразится, считает независимый аналитик Дмитрий Степанов.
Дмитрий Степанов независимый аналитик «Все ущербы очень тяжело оценить. Потому что, чтобы что-то оценить, должны быть какие-то вещественные составляющие, которые этот объем ущерба позволяют оценить. Когда в выдаче появляется огромное количество сервисов-колдунщиков и так далее, какие-то компании, очевидно, получают позиции, снижают, конечно, объем трафика, объем продаж, но как по критериям KPI оценить, насколько снижение произошло и вообще произошло ли оно? Не всегда какие-то позиции коррелируют. То есть позиция, может быть, продаж, например, она не дает. Тут очень много на самом деле переменных, что, как правило, крупные компании, публичные, открытые и понятные, дают оценку, близкую к максимуму рынка. То есть эта цифра может, конечно, напугать, но в действительности, как правило, ситуация оказывается совсем не такой страшной. Там оказываются часто другие суммы, которые вполне понятны и для бизнеса, не страшные абсолютно. Поэтому на текущем приближении, когда мы читаем новость, у нас может быть одно ощущение, а когда ситуация дальше получает развитие, становится понятно, что нагрузка не будет довлеть над компанией, скорее всего. Я думаю, что «Яндекс» крупная компания, крупный налогоплательщик и интересный, важный бизнес. Полагаю, это будет какое-то адекватное и интересное решение для всех сторон. Я не думаю, что здесь мы увидим какие-то сильные давления на котировки или какие-то распродажи бумаг. Считаю, что рынок спокойно и адекватно среагирует на новость. То есть в понедельник каким-то сильным движением вниз не откроется».
В феврале этого года ФАС вынесла предупреждение поисковику и выставила условие, чтобы он прекратил дискриминировать другие сервисы и до 1 апреля создал равные условия для всех компаний. «Яндекс» не выполнил требования, и ФАС возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции». Очередное заседание по делу назначено на 23 сентября.