Аномалия третьей волны: почему в России растет смертность от ковида?
Лента новостей
Заболеваемость в стране с середины лета существенно спала, вакцинация идет, но прирост умерших продолжает обновлять рекорды. Почему так происходит?
Число 820. Это население поселка средних размеров или целого квартала — как минимум столько россиян простились с жизнью в результате болезни COVID-19 в четверг этой недели. Это абсолютный рекорд российской пандемии и очередной максимум смертности на фоне третьей волны вируса — зимой на пике умирали чуть более 600 человек в сутки. Аномальными эти цифры можно назвать с учетом того, что заболеваемость в России далека от рекордной. Зимой показатель почти достиг 30 тысяч случаев в сутки, на пике третьей волны не поднимался выше 26 тысяч, а сейчас опустился до 19 тысяч.
Можно ли назвать это аномалией и какими могут быть причины? Комментирует гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков:
Николай Крючков гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» «Как должно быть: фактически мы вначале получаем рост заболеваемости и потом срочный точно такой же повторяющийся рост смертности. Если это не так, если, например, у нас идет спад заболеваемости, а при этом спада смертности не происходит, то, соответственно, это означает, что страдает, собственно, выявление самих случаев инфицирования. Ну, то, что оно страдает, ясно и без этого — по другим индикаторам. И данные о смертности от COVID-19, и данные по заболеваемости от COVID-19 приходят не всегда день в день, приходят с опозданием — есть масса феноменов, плюс в некоторых регионах в значительном количестве редактируются. Поэтому, собственно, мы такие, скажем так, статистические аномалии и наблюдаем. Но еще раз повторяю, что цифры очень высокие, и, конечно, на полноценный спад они не тянут, тем более в преддверии осени и зимы, когда многие специалисты, в том числе и я, ожидаем обострения ситуации с COVID-19».
Одним из факторов низкой выявляемости случаев COVID-19 — если не рассматривать гипотезу о намеренном искажении статистики — может быть реакция общества на риторику властей. В инфопространстве Россия уже победила коронавирус, а с недобитками мы справимся без особых усилий и серьезных ограничений — думают россияне и не обращаются за медицинской помощью в случае заражения. Возможно, это и приводит к тому, что в статистику попадают только серьезные случаи — оттуда и более низкая заболеваемость при более высокой смертности.
Это чувствуется и по общему тону коронавирусной повестки в российских СМИ — практически все материалы о пандемии можно назвать сухими, а эмоциональных историй практически нет. Для контраста, свежий заголовок Washington Post — «Жительница Флориды вернулась домой из госпиталя после COVID-19 и нашла мужа мертвым, он скончался от того же вируса: «Я будто бы оказалась в фильме ужасов». Вероятно, без таких публикаций люди меньше думают о том, что они могут оказаться на месте этой женщины.
Тем временем в антипрививочных кругах активно обсуждают вспышки коронавируса в Израиле и других странах с высокими процентами вакцинированных — мол, привились, а все равно болеют! Как наиболее емко объяснить, почему это нельзя считать признаком неэффективности вакцин и поводом для отказа от прививки? Говорит заслуженный врач России, ведущий научный редактор портала Vrachu.ru Михаил Каган:
Михаил Каган заслуженный врач России, ведущий научный редактор портала Vrachu.ru «Я бы вот не с Израилем сравнивал Россию, а, может быть, с Великобританией, потому что в Великобритании большая часть населения привита AstraZeneca, то есть тоже вакциной, где имеется аденовирусный вектор, и она похожа во многом по своему действию на «Спутник». В Великобритании что происходило, скажем, в декабре, когда еще не было вакцинации? Там был штамм «альфа» тогда, и заболевало примерно 50 тысяч в день и умирало порядка 1800 человек в день. Сейчас пришел штамм «дельта», который более опасный, чем «альфа», но госпитализация и смертность намного меньше, чем было в декабре, когда вакцинации еще не было. То есть при тех 50 тысячах в день заболевших примерно, так было во всяком случае в июле, умирало где-то 150 человек. По сравнению с 1800 это явно говорит о том, что вакцина, может быть, не очень совершенно защищает от самого инфицирования, но она хорошо защищает от тяжелых случаев и от смертности, и привитые умирают на порядок реже, чем кто не вакцинирован».
Как скоро может начаться новая волна коронавируса в России — никто точно не знает. В прошлом году подъем пришелся на начало учебного года — вероятным фактором называли повышенную контактность молодежи. К середине осени власти планируют обеспечить коллективный иммунитет на уровне 80% взрослого населения. Пока обе прививки сделали лишь 25% россиян.