Счетная палата указала на расхождение целей и функций утильсбора
Лента новостей
Аудиторы отмечают приоритет для государства фискальной и регулирующей функций над обеспечением экологической безопасности
Счетная палата раскритиковала функции утилизационного сбора, который в России платится при импорте или ввозе транспортных средств. Он исполняет не те функции, которые были установлены при его введении, компенсация вреда природе недостаточно реализована в каждой из экологических плат, отмечает контрольный орган.
Аудиторы отмечают приоритет для государства фискальной и регулирующей функций над обеспечением экологической безопасности. Так, доля трех экологических платежей — утилизационный сбор, экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду — в 2020 году выросла до 8% от общего объема неналоговых поступлений в казну. Однако утильсбор «не расходуется на цели обеспечения утилизации транспортных средств», а плата за негативное воздействие на окружающую среду «не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды».
Кроме того, периодическое повышение ставок утилизационного сбора на различные виды транспортных средств не обосновывается фактической стоимостью работ по переработке полезных компонентов. «Это еще больше подчеркивает отсутствие взаимосвязи сбора с целями утилизации», — говорится в материалах Счетной палаты. В ведомстве подчеркивают, что расширение объектов утилизационного сбора не должно преследовать цель по повышению привлекательности цен на российскую продукцию.