Может ли заинтересовать другие страны разработка полезных ископаемых в Афганистане?
Лента новостей
По косвенным данным, в Афганистане могут находиться крупнейшие в мире запасы лития, который необходим в производстве батарей. Смогут ли талибы наладить добычу лития? Станет ли Афганистан мировой ресурсной базой безуглеродной энергетики?
Запрещенное в России движение «Талибан» получило контроль не только над маковыми полями, но и, вероятно, над крупнейшими в мире запасами лития. А это главный компонент современных аккумуляторов, применяемых в том числе в электромобилях.
Гор в Афганистане хватает. А где есть горы, как правило, есть и какие-то полезные ископаемые. Но сами афганцы их поиском не занимались. За них это сделали те, кто в свое время пытался получить контроль над страной. Продолжает кандидат технических наук, член научно-редакционного совета Роснедр Владимир Решетов:
Владимир Решетов кандидат технических наук, член научно-редакционного совета Роснедр «И Англия искала и находила месторождения твердых полезных ископаемых, газа, нефти и воды, и Советский Союз занимался этим. С одной стороны, это структура, благоприятная для залегания нефти и газа, а с другой стороны, это горные складчатые области, где также выявлено много полезных ископаемых — и полиметаллических, и медных, и золоторудных, и в том числе литиевых. Да, конечно, Афганистан представляет собой интерес с точки зрения минерально-сырьевой базы. По достоверным запасам это, конечно же, небольшие ресурсы, потому что не было масштабных работ в связи с политической нестабильностью за последние полвека».
Все публикации в западных СМИ относительно полезных ископаемых в Афганистане ссылаются на статью The New York Times 11-летней давности. В ней говорится, что специалисты Пентагона, основываясь на данных советской геологоразведки, провели в 2009-м собственное исследование. И обнаружили, вероятно, крупнейшие в мире запасы лития в содовых солончаках афганской провинции Газни. Кроме того, в стране нашли железо, кобальт, золото и медь. Стоимость этих ресурсов тогда оценивалась почти в триллион долларов.
Но талибы, получившие контроль над страной, не смогут самостоятельно наладить добычу того же лития, уверен старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин:
Владимир Сажин старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор «Талибы несколько лет рулили Афганистаном. Ну и что — практически все было завязано на производстве наркотиков. Поэтому я не уверен, что талибы смогут наладить, я уж не буду говорить прогрессивную, но, во всяком случае, дееспособную экономику без привлечения специалистов. Но мне кажется, сейчас вопрос об этом не стоит. Вот в более благоприятные в политическом отношении времена, и то вопрос о привлечении инвестиций для добычи полезных ископаемых тогда еще не стоял, потому что это очень сложный вопрос».
В Афганистане полностью отсутствует необходимая для добычи полезных ископаемых инфраструктура. Это большие и длинные инвестиции, а политические риски можно назвать запредельными. Через несколько лет в раздираемой войнами стране власть может смениться. И тогда миллиарды, вложенные в строительство дорог, заводов и электростанций, скорее всего, просто сгорят. Китайцы, похоже, единственные, кого это не сильно смущает. Продолжает директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар:
Омар Нессар директор Центра изучения современного Афганистана «Больше всего проявляет к этим вещам интерес Китай. И они дают сигналы о том, что могут стать чуть ли не первым государством, которое признает новую администрацию. Внутренние происшествия особо китайцев не интересуют, они не вмешиваются, для них самое главное, чтобы было а) безопасно, б) стабильно и чтобы центральное правительство все четко контролировало».
Частные инвестиции для Афганистана тоже проблема, во всяком случае пока у власти талибы. Запрещенное в России движение не слишком заботится о правах человека, не говоря уже о правах меньшинств. И невозможно представить, чтобы та же Tesla, которой нужно много лития, согласилась на сотрудничество с режимом талибов. Слишком велики репутационные риски. Проще говоря, западный потребитель просто перестанет покупать электромобили компании, если поймет, что своими деньгами он, пусть и опосредованно, но поддерживает террористов.