Последний день Панджшера?
Лента новостей
Запрещенная террористическая группировка «Талибан» дала единственному очагу сопротивления в Афганистане несколько часов на капитуляцию — но одновременно предлагает политическое соглашение. Что будет дальше с сопротивлением и есть ли у него шанс?
Движение «Талибан» (признано террористическим, запрещено в РФ) поставило ультиматум перед лидером сопротивления Ахмедом Масудом. Как сообщает телеканал Al Arabiya со ссылкой на распространенную боевиками видеозапись, антиталибскому сопротивлению в Панджшерском ущелье дается четыре часа на полную капитуляцию, после чего силы новых властей Афганистана перейдут в наступление на провинцию.
Срок ультиматума истек еще до того, как об этом написали СМИ, и противники талибов его не приняли. Один из лидеров сопротивления, сын знаменитого Панджшерского Льва Ахмад Масуд, заявил тому же телеканалу, что сдаваться не собирается: «Мы боролись с Советским Союзом, поборемся и с талибами». Но на самом деле Панджшер делает хорошую мину при плохой игре, считает военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок.
Михаил Ходаренок военный эксперт, полковник запаса «Движение «Талибан» мы себе уже представляем — это порядка 100 тысяч бойцов, теперь уже в полном объеме оснащенных американским вооружением, военной техникой. А о том, кто засел в настоящее время в Панджшерском ущелье, никакого ясного представления нет. Сейчас нет альянса, нет генерала Дустума, нет такой харизматичной фигуры, как Ахмад Шах Масуд. Его сын, который вроде бы находится в Панджшерском ущелье, — это, конечно, не полная замена отцу. И вице-президент — тоже непонятно, какими он правами обладает, подчиняются ли ему формирования, которые находятся в Панджшерском ущелье или нет. Тут больше вопросов, чем ответов. Опять-таки, вооруженная борьба подразумевает, что кто-то будет поставлять оружие, боеприпасы, материальные средства. Пока таких контрагентов, которые бы поддерживали Панджшерское ущелье, вроде и не видно. Какие-то кратковременные стычки вполне возможны. Но широкомасштабных боевых действий — я лично не вижу ни одной причины, чтобы они состоялись в этом ущелье».
Одновременно с этим талибы выражают готовность к переговорам. «Талибан» направил в Панджшер послание через российских дипломатов — как заявил в интервью «Соловьев Live» посол Дмитрий Жирнов, «представитель политического офиса талибов» заходил в диппредставительство и «просил передать панджшерцам политический сигнал». По словам дипломата, талибы «не хотят кровопролития и настроены на диалог».
Угрозы новых властей Афганистана о взятии Панджшера силой тоже можно назвать хорошей миной при плохой игре — талибы нуждаются в международном признании, чтобы поддерживать на плаву экономику страны. Комментирует глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович:
Никита Мендкович глава Евразийского аналитического клуба «В ближайшей перспективе, скорее всего, придется выживать за счет сохранившихся резервов. Возможный выход — реализовать на внешнем рынке оружие, брошенное США в стране. Там брошены очень крупные арсеналы, включая достаточно большой парк авиации. Я думаю, что у «Талибана» есть шансы договориться с внешними игроками о выкупе наиболее опасной боевой техники, чтобы не оставлять ее в нестабильной стране. Кроме того, «Талибан» может добиваться возвращения золотого запаса Афганистана, который был конфискован США и, судя по всему, те планируют его банально отправить в свой национальный доход. Для этого придется как-то решать вопрос легитимности, в том числе, возможно, вести переговоры с остатками предыдущего правительства, которое сейчас находится в Панджшере и с которым «Талибан» попросил Москву установить диалог».
На инициативу уже отреагировали в Панджшере. В беседе с Asharq Al-Awsat Ахмад Масуд заявил, что выбор за «Талибаном»: если там готовы к созданию действительно «инклюзивного» правительства с участием представителей сопротивления, в Афганистане будет мир. Ради этого он даже готов простить талибам смерть своего отца, Ахмад Шаха Масуда, погибшего при теракте за два дня до трагедии 11 сентября.