Для чего собирают «Крымскую платформу»? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
На судьбу Крыма в составе России никакая «Крымская платформа» не окажет ровным счетом никакого влияния, она даже никак не повысит привлекательность самой Украины в глазах крымчан, считает политолог
В понедельник, 23 августа, в Киеве откроется саммит так называемой «Крымской платформы». Его собираются посетить делегации из 44 стран и международных организаций. Украина считает, что это мероприятие призвано положить начало политике «возвращения» Крыма и Севастополя. Ранее глава МИД России Сергей Лавров назвал планируемую встречу «шабашем, на котором Запад будет продолжать пестовать неонацистские, расистские настроения современной украинской власти». Лавров также заявил, что позиция стран Запада по Крыму является позорной, а выбор крымского народа пытаются оскорбить. Зачем Киеву это мероприятие и чего он хочет этим добиться?
Говорят, президент Украины Владимир Зеленский задумал организовать некий представительный международный форум по Крыму вскоре после Парижского саммита в «нормандском формате» в декабре 2019 года. Во время этого саммита он на единственной пока своей встрече с Владимиром Путиным предложил обсудить перспективы возвращения Крыма Украине, на что получил вполне предсказуемый ответ.
Формально же с идеей саммита украинский президент выступил осенью прошлого года. Задумка была большая. Но в основном суть мероприятия сводится к тому, чтобы провести нечто большое и представительное «назло России», а затем, сделав, по возможности, «платформу» постоянной, превратить в нечто вроде «беспокоящего огня по противнику», не давая тем самым теме Крыма уйти из международной повестки.
В то же время представительство на киевском форуме оказалось далеким от ожиданий Зеленского. На высшем уровне будут представлены только 14 государств из 44, в основном из Восточной и Северной Европы. Была большая надежда на президента США, которого Зеленский приглашал на пару с вице-президентом Камалой Харрис. Но Америку будет представлять лишь министр энергетики Дженнифер Грэнхолм, что, видимо, призвано подчеркнуть, что Вашингтон рассматривает Украину прежде всего в качестве важного фактора своих «энергетических разборок» с Москвой по поводу «Северного потока — 2» и газового транзита.
От участия в саммите ловко уклонилась Ангела Меркель, которая побывала в Киеве 22 августа, но не осталась на подольше. Да и НАТО будет представлять лишь заместитель генсека Мирча Джоанэ.
Многие, конечно, смотрели на Америку — каков будет ее уровень представительства? Если бы, к примеру, приехал Джо Байден, то многие бы повысили и свой уровень делегаций. К примеру, от Турции мог бы приехать сам Реджеп Эрдоган, который не прочь поспекулировать на теме Крыма. Впрочем, Анкара все равно будет представлена весьма солидно — министром иностранных дел. В то же время до последнего момента не подтвердил свое участие ни на каком уровне Азербайджан, а Китай вообще полностью приглашение проигнорировал.
Сразу после объявления о намерении провести «Крымскую платформу» было немало спекуляций по поводу того, что на нее может приехать и российская делегация. Однако то, в какой форме глава МИД Украины Кулеба сделал такое «приглашение», не сулило никакого гостеприимства: мол, пусть приезжают, но только обсуждать с русскими нечего, кроме как формат и сроки возвращения Крыма.
Тем не менее даже после этого формальную заявку на участие в саммите «Крымская платформа» подавал руководитель рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Крыма при президенте России Александр Молохов. Она, разумеется, была Киевом проигнорирована. На этом саммите украинские власти не хотят видеть тех, кто мог бы поднять неудобные темы типа перекрытия подачи пресной воды на полуостров с украинской территории. Да и вообще никакой другой точки зрения, кроме как уже привычных рассуждений про «оккупацию» и даже некие «военные преступления со стороны России», в Киеве слышать не хотят.
Предполагается, что итогом саммита станет создание некой «Крымской декларации», открытой для подписания другими странами. А затем из этого мероприятия попытаются сделать нечто как бы постоянно работающее, для чего уже подобран неплохой офис в центре Киева. В принципе, в Европе, да и не только там, полно таких организаций. Они могут существовать десятилетиями без всяких видимых результатов, если не считать таковыми проведение каких-то полубессмысленных форумов, семинаров, акций, издания каких-то информационно-пропагандистских материалов. Главное, чтобы продолжалось финансирование. На судьбу Крыма в составе России никакая даже постоянно действующая «Крымская платформа» не окажет ровным счетом никакого влияния. Она даже никак не повысит привлекательность самой Украины как общественно-экономической модели в глазах крымчан. К тому же вопрос о принадлежности полуострова должен быть закрыт после известного референдума, проведенного весной 2014 года. Пытаться его «приоткрыть» вновь — это значит заранее ставить крест на попытках урегулирования конфликта в Донбассе.