«Талибану» досталось современное американское оружие. Как он им распорядится?
Военный контингент США оставил афганской армии тысячи единиц дорогого вооружения. Теперь им завладели талибы. Что новая власть будет делать со всем этим богатством? Подавит сопротивление внутри страны или наладит экспорт?
В американской прессе высказываются опасения, что Афганистан превратится в региональный рынок сбыта американского оружия. В частности, об этом пишет издание Politico.
Уходя, армия Соединенных Штатов оставила тысячи единиц военной техники и личного вооружения. Все это досталось террористической организации «Талибан», запрещенной в России.
بأسلحة أمريكية.. #طالبان تستعرض قواتها "الخاصة" في ولاية #زابل جنوب شرق #أفغانستان#إرم_نيوز#أفغانستان#Afghanistan#Talibanpic.twitter.com/8POPWmBMV6
— إرم نيوز (@EremNews) August 20, 2021
На кадрах новостного портала Erem News — стройные ряды боевиков. Своеобразный парад прошел в провинции Забул. Бойцы спецподразделения «Талибана» — в белых одеждах и с покрытыми лицами. Они похожи на имперских штурмовиков из «Звездных войн». На всех — новенькие бронежилеты, в руках — винтовки, предположительно, американские М16.
Покидая Афганистан, военный контингент США оставил афганской армии тысячи единиц оружия — дорогого и современного. Насколько дорогого — посчитать трудно, примерные оценки — на миллиарды долларов. Чего только не было — броневики и внедорожники (около 2,5 тысячи единиц разнообразной колесной техники), транспортные самолеты, штурмовики, вертолеты, в том числе знаменитые «Черные ястребы». Гаубицы, минометы и беспилотники. И это не считая тысяч винтовок, ручных гранат, РПГ, приборов ночного видения. А с прошлого века там остались еще советские системы «Град» и танки Т-55.
Всю эту технику США не уничтожили по двум причинам, говорят эксперты. Вывозить это — неудобно и невыгодно, проще произвести новое. Уничтожать не стали, чтобы потом не обвинили, что бросили армию Афганистана без поддержки. Но история все равно получилась некрасивая, говорит заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант ПИР-центра Вадим Козюлин:
Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант ПИР-центра «Они технику не бросили и не передавали «Талибану». Они рассчитывали, что этим оружием будут воевать афганские национальные вооруженные силы. Они же потратили 20 лет на их подготовку, и, конечно, это колоссальный ущерб и их имиджу, и их национальному самолюбию. Лет 20 назад продемонстрировать где-нибудь по телевидению американское оружие в руках террористов — это было сродни тому, чтобы продемонстрировать американский флаг, который эти террористы бы сжигали. Оружие будет расползаться по миру. Теперь у талибов есть транспортная авиация, так что они могут это доставлять не только на ишаках, как это раньше делалось».
Самый очевидный выход для «Талибана» — продавать вооружение в соседние страны, снабжать идеологически близкие группировки в том же Пакистане. Как бы лидеры талибов ни пытались надеть приличную маску, в США не питают на их счет иллюзий. Президент Джо Байден сказал, что не верит, что «Талибан» изменился. Советник по нацбезопасности Джейк Салливан признал, что Белый дом не ждет, что ему вернут оружие в аэропорту Кабула. По его словам, президент оказался в патовой ситуации, но выбрал тот вариант, который отвечал интересам США: то есть отдать оружие афганской армии. А то, что те не стали оружие использовать и отдали Афганистан талибам за неделю, было непредсказуемо, говорит эксперт Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков:
Сергей Ермаков эксперт Центра оборонных исследований РИСИ «Для США был шок, как быстро правительство Гани и силы национальной обороны и безопасности, которые так долго выстраивали США и их союзники по НАТО, фактически прекратили свое существование. Самая главная опасность, угроза для всех — что Афганистан может стать очагом террористической угрозы. И не только террористической, но и наркотической. Насколько в «Талибане» привержены борьбе с наркотрафиком, насколько это будет устойчивое правительство и насколько у них будут адекватные цели?»
У талибов есть еще один вариант, как применить неожиданные подарки американцев: решить вопрос с Панджшерским ущельем, говорят эксперты. Сейчас это последний регион Афганистана, который еще не сдался талибам. Там и сосредоточились остатки правительственной армии. Их негласно возглавляет Ахмад Масуд, сын афганского национального героя Ахмада Шаха Масуда, вместе с вице-президентом Амруллой Салехом. За счет своих географических особенностей ущелье является отличным местом для обороны, что раньше подтверждалось на практике: взять Панджшер талибам в 90-х годах не удалось.
Эвакуация американцев из Афганистана, вероятно, завершится к 31 августа, заявил Джо Байден. При этом он отметил, что не может гарантировать, что эта операция будет полностью успешной.
В свою очередь, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что британское правительство будет работать с талибами, если это потребуется. По его словам, ситуация в аэропорту Кабула, где идет эвакуация, немного стабилизировалась. Соединенное Королевство готово принять до 20 тысяч беженцев, отметил он.