«Герои» на героине: почему талибам рано праздновать победу. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
У террористического и запрещенного в России движения «Талибан» нет ни экономических ресурсов, ни кадров для мирного управления и экономического развития Афганистана
Одним из первых громких политических решений захватившего власть в Афганистане моментально после вывода американских войск движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в РФ) стала полная амнистия всех афганских чиновников с призывом к ним немедленно вернуться к работе. Это не случайное решение. У талибов есть две гигантские проблемы пострашнее американского военного присутствия: они вообще не умеют управлять государством, а в Афганистане, который достался им уже во второй раз (впервые талибы правили в 1996-2001 годах), практически нет экономики в привычном для нас смысле слова.
Хотя горячие новости из Афганистана заполнили СМИ во всем мире, очень показательна реакция рынков на моментальный крах системы власти, которую США пытались выстроить в этой стране последние 20 лет. Ни азиатские, ни американские, ни европейские биржи просто не заметили событий в Афганистане, как и валютные рынки. И это неудивительно.
Афганистана на экономической карте мира практически не существует. Вся экономика страны с населением около 40 млн человек (оценки приблизительные, переписи там не было давно, к тому же как минимум 1,5 млн афганцев-пуштунов — скотоводы-кочевники, кочующие между Пакистаном и Афганистаном и не живущие постоянно ни в одной из этих стран), по оценкам Всемирного банка, составляет ничтожно малые 20 млрд долларов. Это меньше, чем, например, у Исландии с населением 500 тысяч человек. ВВП на душу населения в Афганистане в 2020 году, по данным того же Всемирного банка, составлял 509 долларов — это один из самых низких показателей в мире.
Талибы сразу после нового прихода к власти пообещали карать смертной казнью производство и оборот наркотиков. Эта угроза похожа на шутку про девиз рок-фестиваля «Рок против наркотиков», который в народе прозвали «Пчелы против меда». Торговля героином была и остается главной статьей дохода талибов. Они контролируют (и контролировали всегда, даже во время присутствия в стране войск США) долину реки Гильменд, где производится 90% героина в мире. По данным американского Центра по международным отношениям, талибы ежегодно зарабатывают до 1,6 млрд долларов на криминальной экономике — от выращивания опиумного мака и торговли наркотиками до прямого рэкета коммерсантов. Для сравнения, весь экспорт Афганистана за 2019 год Всемирный банк оценивал в 870 млн долларов.
При этом Афганистан критически зависим от международной финансовой помощи, доля которой в разные годы доходила до 100% ВВП. Доступа к золотовалютным резервам ЦБ Афганистана, находящимся в США, талибы не получат. Американские власти объявили о замораживании этих активов.
Так что если военные ресурсы для устрашения населения у талибов, несомненно, есть, включая американское и советское оружие (кстати, нынешний лидер талибов мулла Абдул Гани Барадар имел опыт войны еще с советскими войсками), то экономических ресурсов и кадров для мирного управления и экономического развития страны у них явно нет.
Талибам не обойтись без международной финансовой помощи, а инвестировать в Исламский Эмират Афганистан (именно так запрещенный в России «Талибан» называет страну), если талибы устроят там жесточайшую диктатуру на основе законов шариата при полном управленческом хаосе, не станут ни исламские страны, ни Китай, ни Россия.
Для мировой экономики прямой угрозы от возвращения талибов к власти в Афганистане нет. Главная угроза — рост наркотрафика, потоки беженцев и возможное превращение Афганистана в плацдарм для подготовки международных террористов. При этом сами талибы, в отличие от «Исламского государства» (признано террористическим и запрещено в РФ), чистые националисты: они не хотят создавать транснациональные исламские халифаты и ограничивают свои интересы исключительно территорией Афганистана.
В любом случае экономически удушить талибов и заставить их искать компромиссы как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами гораздо более вероятно, чем победить в ходе прямой войны. А заставить Афганистан быть социалистическим государством по образу и подобию СССР или капиталистическим демократическим государством по типу США, как мы видим, не получилось.
Незаконные распространение, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков, а также их употребление на территории РФ преследуются по закону. Business FM не поддерживает и не пропагандирует никакие из перечисленных деяний.