Москва установила «рабочие контакты» с новыми властями Афганистана
Лента новостей
Что сейчас происходит в Кабуле и насколько приемлемо налаживать отношения с талибами, признанными ООН и многими странами, в том числе Россией, террористами?
Российское посольство в Кабуле охраняют «хорошо вооруженные адекватные мужики». Так о бойцах запрещенного в РФ «Талибана» в беседе с РИА Новости отозвался глава нашей дипмиссии Дмитрий Жирнов. В российском МИД ранее сообщили, что Москва «устанавливает рабочие контакты» с запрещенной в России террористической организацией.
Затишье после бури — так можно описать ситуацию в Кабуле и других городах Афганистана после крушения колосса импортной демократии. Улицы афганской столицы заполнены талибами, но в городе работают иностранные корреспонденты. По данным CNN, перед опустевшим посольством США периодически скандируют «Смерть Америке!», но будто бы не всерьез — довольные победой талибы настроены скорее дружелюбно. Хаос сохраняется разве что в аэропорту — он набит иностранными войсками и афганцами, которые пытаются любыми способами забраться на улетающие самолеты.
Insane. Don’t have any other words.
— Ragıp Soylu (@ragipsoylu) August 16, 2021
The Kabul Airport.
pic.twitter.com/ylraJsDyme
Жутковатые кадры того, как люди цепляются за шасси, а потом падают с большой высоты, распространил индийский канал NDTV. По сравнению с этим ситуация на улицах Кабула может показаться практически обычной жизнью, рассказывает корреспондент CNN в Кабуле Кларисса Уорд:
«Как только мы покидаем наш дом, становится ясно, кто теперь контролирует город. Бойцы «Талибана» заполонили столицу и теперь радуются взятию города на 6 млн человек практически без единого выстрела. Многие подходят к ним и просят сфотографироваться. Зато женщин на улицах стало гораздо меньше. Кабул всегда был консервативным городом, но раньше здесь можно было встретить женщин в более свободных головных платках, может быть, с частично открытыми волосами, может быть, в цветной одежде. Сегодня же в Кабуле гораздо больше силуэтов в бурках. Да и вообще, во многом это история про тех, кого не встретишь на улице. Тех, кто слишком напуган, чтобы выйти из дома. Достаточно вспомнить кадры из аэропорта, где люди цеплялись за шасси американских самолетов: это и есть обратная сторона медали. Тот самый мрачный ужас, который охватил столь многих жителей Афганистана».
В отличие от американских дипломатов, российская миссия в Кабуле продолжает работу. Как сообщили в российском МИД, талибы «приступили к наведению общественного порядка и подтвердили гарантии безопасности для иностранных дипмиссий». Посольство России теперь охраняют не афганские военные, а бойцы «Талибана» — организация признана террористической и запрещена как в России, так и на уровне ООН, но в заявлении МИД это не упоминается. Во вторник российский посол в Афганистане Дмитрий Жирнов намерен провести встречу с новым руководством страны, чтобы «отработать» вопросы безопасности. Ранее сегодня в МИД агентству заявили, что для начала процедуры вывода «Талибана» из списков террористических организаций члены Совбеза ООН должны убедиться в том, что новые афганские власти ведут себя «цивилизованно». Что это означает? Комментирует профессор СПбГУ, востоковед Александр Князев:
Александр Князев профессор СПбГУ, востоковед «Во-первых, талибы должны отказаться от каких-либо связей с международными террористическими группировками и обеспечить ситуацию, чтобы с территории Афганистана не исходило террористических угроз для других стран, соседних, дальних — неважно. Во-вторых, талибы, они это отмечают, и, кстати, прецеденты такой работы их были в 1990-е годы, они обещают препятствовать наркопроизводству на территории страны и контрабанде наркотиков. Они это подтверждали действиями в 1990-е годы, когда было резко снижено производство наркотиков при их власти в Афганистане. И следующий критерий — это создание именно коалиционного правительства, инклюзивного, как сейчас говорят, которое включало бы в себя по максимуму весь политический спектр самого Афганистана, и отказ от применения силы, соблюдение в определенной мере прав человека. «Талибан» часто в своей риторике говорит о том, что они готовы создавать только исламское государство, исламский эмират, как они называют, и об этом тоже им было категорически заявлено со стороны, в частности, российского МИД, и неоднократно, о том, что подобные формы государств международные партнеры не допустят и не признают. Вот этот короткий, в общем-то, набор».
Пока данных о том, какой будет интерпретация положений шариата при новых властях Афганистана, немного. Как пишет ТАСС со ссылкой на местные СМИ, всем афганским госслужащим разрешили вернуться в офисы, хотя женщинам предписано работать в хиджабах. Российский посол Дмитрий Жирнов пока не видел фактов плохого обращения с женщинами, а в городе продолжают работу школы для девочек. С другой стороны, как пишет The New York Times, в ранее взятых городах женщинам-хирургам приходится работать в бурках, а госслужащих заставляют вернуться на работу под страхом наказания. Объявить о форме правления и сформировать органы власти талибы намерены после того, как страну покинут остатки иностранного военного контингента. А пока Афганистан существует в режиме то ли диктатуры, то ли оккупации.