«Еще один «кирпичик» в стене». Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Лишение американцами России статуса страны с рыночной экономикой не повлечет за собой драматических последствий, в том числе автоматического исключения из ВТО, считает политолог. Но если решение будет все-таки принято, как оно отразится на России?
США начали расследование на предмет нерыночности экономики России. РФ получила статус государства с рыночной экономикой в 2002 году. Это позволяет российским экспортерам оспаривать введение антидемпинговых мер со стороны Соединенных Штатов. Нынешнее расследование Минторга США было начато в связи с антидемпинговым анализом поставок карбамидо-аммиачной смеси из России по жалобе одной из американских компаний — производителей удобрений. К каким последствиям это может привести?
Антидемпинговое расследование Минторга США относительно поставок нитрата аммония — уже второе, начатое в отношении российских экспортеров. Ранее, также по заявлению другой американской компании, было начато аналогичное расследование в отношении поставок фосфатных удобрений — как из России, так и из Марокко. Россию во втором случае подозревают в том, что она субсидирует свой соответствующий экспорт в той или иной форме в рамках аж восьми государственных программ.
И вот теперь власти США сообщают, что начат общий анализ на предмет соответствия нашей страны принципам рыночной экономики. Это делается на основе американского закона о тарифах еще 1930 года. В нем указано несколько критериев отнесения экономики стран к рыночным: такие как степень конвертируемости валюты, распределение ресурсов и решений производителей о ценах на продукцию и объемах выпуска.
Соединенные Штаты почти одновременно с Евросоюзом присвоили российской экономике статус рыночной в 2002 году. Тогда президент Америки Буш-младший специально позвонил Владимиру Путину, чтобы сообщить об этом известии и поздравить. Тот акт стал важным шагом на пути вступления России в ВТО, также отменялась известная поправка Джексона — Вэника.
Главное положительное значение предоставления такого статуса тогда видели в том, что он существенно усложнил возможность введения против экспортеров антидемпинговых пошлин. А если они и вводятся, то их можно обжаловать. Тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что такое решение снимет ограничения на поставки российской продукции на сумму свыше 1,5 млрд долларов.
Прежде всего речь шла об экспорте продукции российских металлургов и химических производств. Они сейчас, в отличие от тех же нефтяников, для которых рыночный статус страны безразличен, могут оказаться наиболее уязвимыми в случае лишения страны такого статуса. Ведь в этом случае себестоимость выпуска соответствующей продукции будет рассчитываться исходя из стоимости затрат на ее производство «в третьих странах», где она может быть выше реальной российской. Соответственно, будет больше поводов для обвинений в демпинге.
На волне оптимизма 2002 года некоторые прогнозировали, что США могут стать деловым партнером России «номер один». Тогда они занимали пятое место среди внешнеэкономических партнеров России по товарообороту. Газета The Wall Street Journal вообще оптимистично писала, что символический жест признания России страной с рыночной экономикой отражает желание ее руководства во главе с Владимиром Путиным «играть по таким же правилам, как все остальные».
«Партнером номер один» Америка так и не стала. Она и сейчас занимает пятое место по товарообороту, составившему в прошлом году чуть менее 24 млрд долларов, уступая более чем в четыре раза Китаю, в полтора раза Германии, и менее значительно — Нидерландам и Великобритании. Зато опережая Турцию и Белоруссию. В свою очередь Россия является 26-м внешнеторговым партнером США по товарообороту.
Лишение России статуса страны с рыночной экономикой не повлечет за собой драматических последствий, в том числе автоматического исключения из ВТО. Оно никак не повлияет и на режим санкций, которые вводились и еще будут вводиться без всякой оглядки на такой статус. Этот акт, если он произойдет, будет носить прежде всего имиджевый характер.
Возможно, отчасти такие действия Вашингтона стали реакцией на дело американского инвестора Майкла Калви, получившего недавно условный срок по делу Baring Vostok. Последствия могут усугубиться, если примеру США последуют другие страны. С оглядкой на это решение будут действовать, разумеется, и те американские компании, которые еще не порвали связей с нашей страной. При этом сама российская экономика от решения Вашингтона не станет менее рыночной, чем она является сейчас. А она ей все же, при некоторых перекосах, является.
Сейчас США считают «нерыночными странами» все постсоветские государства, кроме России, Казахстана и стран Балтии, но также Вьетнам и Китай, что не является решающим негативным фактором в непростых американо-китайских отношениях.
В затеянной Америкой процедуре больше политики, чем экономики. И к ней вполне подойдет название трех песен из, пожалуй, самой знаменитой рок-оперы группы Pink Floyd далекого 1979 года — это «Еще один кирпич в стене», или, скорее, «кирпичик». Стене, которую вокруг нас последовательно продолжают строить. И пока еще не закончили.