«Сеянье страха внутри рядов наших ученых». По делу о госизмене арестован глава «НИП гиперзвуковых систем»
Лента новостей
Следствие считает, что 73-летний Александр Куранов передал особо секретную информацию гражданину иностранного государства
Обновлено в 16:48
В Москве арестован директор и главный конструктор «НИП гиперзвуковых систем» Александр Куранов. Его заключили под стражу до 9 октября, сообщила Business FM пресс-секретарь Лефортовского суда Москвы Анастасия Романова. ФСБ подозревает 73-летнего ученого в госизмене, сообщает источник ТАСС.
Каких-либо подробностей дела пока не приводится. Скорее всего, все материалы будут засекречены. Сам Куранов был хорошо известным ученым в своих кругах.
Александр Куранов родился в 1948 году, в Ленинграде. Окончил физфак Ленинградского госуниверситета. Карьеру начал научным сотрудником при вузе, работал там 16 лет, а с 1988 года перешел в «Холдинговую компанию «Ленинец». Здесь Куранов проделал путь от старшего научного сотрудника до гендиректора и главного конструктора Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем, которое входит в холдинг.
Куранов — профессор, доктор технических наук. Защитил диссертацию по специальности «Тепловые, электрореактивные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов».
Есть некоторые подробности того, чем занимался Куранов. В частности, под его руководством проводились исследования концепции освоения гиперзвуковых скоростей атмосферного полета — так называемая концепция «Аякс». К ней же относились разработки технологий углеводородного топлива, плазменной аэродинамики, химической регенерации тепла и других.
Куранов регулярно участвовал в различных международных форумах, координировал работу ученых предприятий аэрокосмического комплекса России, является специалистом в области физики и химии плазмы. Александр Куранов — автор более 120 научных работ, у него есть патенты и авторские свидетельства.
По предварительной информации, в деле Куранова пока нет связи с другими учеными, обвиняемыми в госизмене. Об этом «Интерфаксу» сообщил осведомленный источник.
О том, как расценивать задержание Куранова, рассуждает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант ПИР-Центра Вадим Козюлин:
Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант ПИР-Центра «Сегодня наступил новый этап в системе контроля над российскими военными технологиями. И если лет десять назад к этому относились относительно прохладно, а лет 20 назад государственные научно-исследовательские институты заключали договоры на разработку довольно чувствительных систем с Китаем и с другими странами, то сегодня отношение к такой деятельности поменялось. Некоторые институты это не почувствовали, некоторые, вероятно, опоздали почувствовать, поскольку глубоко погрузились в этот проект, и он уже и профинансирован, и многое было сделано до того. Так что вольно или невольно ученые передавали некую чувствительную информацию, в данном случае это суперчувствительная информация, касается гиперзвуковых систем. Мы сегодня лидеры в гиперзвуковой гонке, мы первые произвели эти вооружения, и уже после первых систем выдаем на-гора и вторые, и третьи, а США делают только первые. Поэтому для нашей страны, для ее безопасности это очень важно. Еще важнее, наверное, это для имиджа нашей страны. Детали нам, конечно, неизвестны и могут оказаться неизвестны довольно долго, а может быть, и никогда».
Насколько разработки в области гиперзвуковых систем сейчас действительно секретные и могут ли они представлять реальную ценность для других государств? Мнение авиаэксперта Дмитрия Дрозденко:
Дмитрий Дрозденко авиаэксперт «Гиперзвуковая аэродинамика относится к общему разделу аэродинамики. Все это основывается на фундаментальной науке. Не просто инженеры собрали что-то и сделали, это именно фундаментальная наука: аэродинамика, математика, то есть институтская, теоретическая наука, все начинается оттуда. И именно по этой причине американцы не могут создать. Они что-то рисуют, но оно у них не летит. Естественно, такие знания представляют огромнейшую тайну, потому что это военный сегмент, сравнимую с атомным оружием. Ведь атомное оружие тоже не инженеры делали, его сделали физики. Поэтому у нас они и охотятся за этими знаниями. В принципе, эта охота нормальна. Мы когда-то охотились за секретами атомной бомбы, ученые передавали. Не можешь сделать сам — укради. Часто заводятся дела об утечке в отношении ученых, которые связаны с материаловедением, ученых, связанных с покрытиями, ученых, связанных с аэродинамикой, гиперзвуковой аэродинамикой. Учитывая, что ученые — люди достаточно открытые, ученая среда предполагает к обмену знаниями, тут все достаточно сложно».
Это уже далеко не первое дело о госизмене в отношении пожилых ученых. Из последнего можно вспомнить дело против исследователя Арктики, 79-летнего ученого Валерия Митько. В ФСБ считали, что Митько передавал спецслужбам Китая секретные материалы о подлодках, когда ездил на лекции в Даляньский университет. Ученый все обвинения отрицал и говорил, что добывал информацию из открытых источников. Сейчас Митько находится под домашним арестом, ему запретили прогулки. О других делах о госизмене против ученых вспоминает адвокат Евгений Смирнов:
Евгений Смирнов адвокат «Я бы не сказал, что это усиление контроля, это скорее сеянье страха внутри рядов наших ученых. А они берут самих видных, самих ярких людей, которые вырастили не одно поколение наших российских ученых, которые известны в своей среде, и привлекают их по таким статьям. И у всех обвинения как под копирку. Это не только один Виктор Кудрявцев, не только сегодняшний задержанный, это и Валерий Митько, которому почти 80 лет, он до сих пор обвиняется, под стражей, это и Валерий Голубкин, которому 70 лет, это и Анатолий Губанов, и еще много-много таких людей. Их обвиняют как под копирку за то, что они общаются с иностранцами, за то, что они участвуют в каких-то официальных проектах, за то, что они ездят на семинары и конференции. Но этими делами наша власть, наши органы госбезопасности сеют страх, чтобы молодые ученые просто не смели даже общаться с иностранцами, не смели куда-то ездить и участвовать в каких-то международных проектах».
Ранее холдинг «Ленинец», где работает Александр Куранов, был просто объединением, его гендиректором назначили Анатолия Турчака, отца секретаря генсовета партии «Единая Россия» Андрея Турчака. В 1992 году объединение «Ленинец» стало холдингом по решению правительства. Это был первый холдинг в военно-промышленном комплексе России. Анатолий Турчак сейчас является его президентом, а гендиректором холдинга стал его старший сын Борис, отмечает РБК.