«Дело Кумтора»: в Киргизии после допроса экс-президента задержали бывшего премьера
Лента новостей
По версии следствия, Темир Сариев занизил сумму экологического ущерба от работы рудника, и Киргизия понесла «колоссальный ущерб». Кумтор долгое время находился под контролем канадской Centerra Gold, но в этом году руководство Киргизии объявило о намерении его национализировать
Бывший президент страны Аскар Акаев приехал из России в Киргизию, где его ранее объявили в розыск по уголовному делу о золоторудном месторождении Кумтор. Сделал он это самостоятельно и по собственному желанию. По прибытии в Бишкек сразу отправился давать показания, а после этого встретился с нынешним президентом страны Садыром Жапаровым. «Я готов рассказать все, что знаю о Кумторе, мы должны помочь стране», — заявил Акаев.
Разбирательства вокруг рудника Кумтор тянутся практически всю современную историю Киргизии. Это крупнейшее золоторудное месторождение, оно считается вторым в мире по запасам золота. В минувшем году доходы от него составили 12,5% ВВП Киргизии.
Разработка рудника началась в 1990-х. Именно при Акаеве правительство без конкурса передало права на разработку рудника канадским инвесторам. Но последующее руководство страны посчитало, что договор был невыгодным для Киргизии. Главный предмет спора — распределение прибыли между канадской компанией Centerra и республикой. Как утверждают власти, за все время эксплуатации Кумтора они получили лишь 1,5 млрд долларов, притом что компания заработала 11,5 млрд.
Доля республики в Centerra сейчас составляет около 26%. Но власти Киргизии намерены взять актив под полный контроль, и основная роль здесь у Акаева, который должен дать ключевые показания по делу, говорит эксперт Института общественной политики Кыргызстана Марс Сариев.
Марс Сариев эксперт Института общественной политики Кыргызстана «Может, даже не национализация, а новое соглашение с Centerra уже на выгодных для Кыргызстана условиях, с выплатой штрафных санкций, контрольный пакет. А если этого не будет, то, конечно, будет национализация, возможны очень значительные издержки, поэтому это более сложный путь, но в принципе не исключаю. Акаев — козырная карта в этом процессе. Я даже не исключаю, что если произойдет национализация, мы помним, что в Киргизию приезжал господин Лебедев — известный российский миллиардер, который с экологической инспекцией посетил Кумтор, думаю, все эти движения не случайны, возможно и участие России в разработке месторождения Кумтор».
В этом году руководство Киргизии пошло на беспрецедентные меры — ввело внешнее управление на месторождении и практически отстранило канадскую компанию от контроля над рудником. В итоге стороны объявили о начале судебных разбирательств. Centerra Gold в ответ заблокировала свои активы за рубежом и лишила правительство Киргизии всех отчислений.
Но национализация рудника может обернуться для Бишкека некоторыми сложностями, считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
Станислав Притчин старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН «Жапаров, с одной стороны, достиг цели своей политической карьеры — национализировал Кумтор, но что с этим делать дальше, он не знает, потому что в возможности взыскать средства с Centerra Gold по решению суда в Нью-Йорке компания себя защитила. Другой момент, что все те технические моменты, которые были завязаны на Centerra, фактически остановлены, программное обеспечение заблокировано, и не совсем понятно, как национальная компания планирует управлять этим сложным предприятием, не имея ни компетенций, ни технологии. Сейчас нужно будет спешно искать каких-то партнеров. Это колоссальное разрушение инвестиционного климата. Такая крупная компания, которая приносит 12% ВВП, публичная, торгуется на всех международных биржах, не может себя защитить в отношениях с государством, несмотря на то что все соглашения подписаны. Какая еще другая компания пойдет в Киргизию работать, зная, что в любой момент она может стать объектом национализации?»
На действия властей Киргизии отреагировало и правительство Канады, заявив, что это может негативно сказаться на объеме будущих иностранных инвестиций в Киргизии.
Впрочем, по крайней мере один зарубежный инвестор будет. В этом году президенты России и Киргизии вместе запустили Таласский золоторудный комбинат на киргизском месторождении Джеруй. Это будет крупнейший российский инвестпроект в республике. Разработкой займется компания «Альянс Алтын». Суммарные инвестиции в Джеруй составят более 600 млн долларов, а плановое производство золота в 2021 году — порядка 3 тонн.