Польша дала визу белорусской легкоатлетке Кристине Тимановской
Лента новостей
Ранее она раскритиковала спортивных чиновников своей страны. Те поспешили вывезти ее из Токио, но девушка обратилась за помощью к международному сообществу. Мнения относительно этого скандала заметно разделились
Обновлено 3 августа в 08:49
Международный олимпийский комитет начал формальное расследование инцидента с белорусской бегуньей Кристиной Тимановской. Во вторник же Национальный олимпийский комитет Белоруссии должен предоставить свой отчет, сообщили в МОК.
Отказавшаяся возвращаться на родину белорусская легкоатлетка Кристина Тимановская получила польскую визу и 4 августа планирует вылететь из Токио в Варшаву. О готовности предоставить спортсменке политическое убежище уже заявили и чешские дипломаты. Сейчас Тимановская находится в безопасности, заявил представитель МОК, подчеркнув, что каждый спортсмен может обратиться в комитет по любым проблемам. Тем временем в Белоруссии далеко не все уверены в том, что Тимановской вообще было нужно какое-либо убежище.
С чего все началось? Кристина Тимановская в Instagram (позже она удалила это видео) пожаловалась на то, что тренерский штаб поставил ее на эстафету 4х400, не предупредив об этом. До этого она бегала лишь на короткие дистанции. Спортсменка резко раскритиковала белорусских спортивных чиновников. Она отметила, что замену в ее лице сборной пришлось искать из-за того, что две девушки, бегавшие эту эстафету, были отстранены от участия в Играх из-за отсутствия необходимого количества допинг-проб.
Национальный олимпийский комитет страны (НОК) возглавляет Виктор Лукашенко, старший сын президента республики. Очень ревностно к спортивным достижениям и неудачам относится и сам Александр Лукашенко, говорят белорусские политологи, поэтому критика руководства атлетами вызывает мгновенную и довольно резкую реакцию.
Тимановскую после ее заявлений тут же сняли с Игр в связи с «заключением врачей о ее эмоционально-психологическом состоянии». Однако сама бегунья отрицает, что ее подвергали врачебному обследованию. Журналистам она сказала, что опасается теперь возвращаться домой. Версию о политических претензиях к поступку Тимановской в некоторой степени подтверждает аудиозапись разговора, который якобы состоялся между самой спортсменкой, главным тренером сборной по легкой атлетике и представителем республиканского центра олимпийской подготовки. Аудио было опубликовано анонимным телеграм-каналом «Ник и Майк». Вот его фрагмент:
«Не делай никаких поспешных выводов. К тебе очень большая просьба: ты приедь домой, нигде ничего не пиши, не комментируй. Я тебе передам слово в слово, как мне сказали, чтобы не было потом… Если ты хочешь выступать дальше за Республику Беларусь, то послушай то, что тебе рекомендуют: приедь, поедь домой, к родителям, куда угодно. И просто отпусти эту ситуацию. Иначе чем ты больше будешь дергаться… Знаешь, когда муха попадает в паутину, чем больше она крутится, тем больше она запутывается. Так жизнь устроена: мы совершаем глупости, ты совершила глупость. Надеюсь, ты это понимаешь».
За почти 20 минут разговора собеседники спортсменки несколько раз называют ее поступок глупостью, но при этом много раз говорят о том, что дома ей ничего не грозит, и просят ее вернуться. Просят, а не требуют.
Сама же Тимановская назвала все происходившее с ней попыткой насильственно вывезти ее в Белоруссию. Она заявила, что боится уголовного преследования на родине. Прибыв в токийский аэропорт в сопровождении представителей НОК, она направилась к японским полицейским. Муж спортсменки тем временем оперативно уехал в Киев.
В провластных белорусских телеграм-каналах активно муссируется версия того, что Кристина Тимановская изначально хотела эмигрировать, а скандал стал просто способом добиться этой цели. Но откуда спортсменка могла заранее знать о том, что ее экстренно попросят выступить в чужой для нее дисциплине? С этой точки зрения версия о провокации выглядит слабо.
С другой стороны, если Тимановская действительно знала, что кто-то не попал в команду из-за проблем с пробами, могла ли она планировать как-то использовать эту информацию? Что об этом думают белорусы? Комментирует белорусский политолог, член Союзной общественной палаты Союзного государства Николай Сергеев:
Николай Сергеев белорусский политолог, член Союзной общественной палаты Союзного государства «Часть общества говорит, что вообще надо еще разобраться — ничего не понятно. Часть считает, что все это выглядит как заранее спланированная и подготовленная акция. Потому что уж больно все как-то «по-нужному» произошло».
А вот белорусский политолог Валерий Карбалевич убежден, что люди так не думают, людям так говорят:
Валерий Карбалевич белорусский политолог «Я не думаю, что кто-то так думает в Беларуси, но то, что эту версию активно будут распространять государственные СМИ, у меня нет сомнения. Они всегда ищут где-то заговор, мятеж и прочие, так сказать, происки Запада в любом деле ищут. Белорусское общество радикально расколото, и оно уже определилось по отношению к любым политическим событиям. Кто поддерживает власть, тот верит государственным СМИ. Кто не поддерживает — тот не верит. И так по любому вопросу».
Как говорят эксперты, оформление польской визы — это первый шаг на пути получения убежища. В Польше Тимановской уже пообещали, что помогут продолжить заниматься спортом. Получается, что спортсменка, которая никогда не бегала на длинные дистанции, на сей раз, по своей ли воле или нет, замахнулась на поистине более чем марафонскую.