Российским больницам разрешили брать на лечение пациентов со своими лекарствами
Лента новостей
С начала лета у Федерального фонда обязательного медстрахования появилось право отказывать государственным клиникам в финансировании лечения таких больных. Минздрав изменил это правило
Минздрав внес в правила ОМС поправки, которые открывают возможность для медучреждений брать на лечение пациентов со своими лекарствами.
Вопрос легализации препаратов, выписанных амбулаторным больным, но требующих введения в условиях стационара, или применения лекарств, приобретенных благотворительными фондами, а также за счет госбюджета, стоит остро. Об этом «Коммерсанту» сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. В первую очередь речь идет о дорогих или незарегистрированных в России лекарствах для пациентов с орфанными заболеваниями.
Проблема возникла из-за того, что этим летом заработали новые правила. Их несоблюдение грозило наложением серьезных штрафов для медорганизации, которая применяла любые препараты, приобретенные не собственной больничной аптекой. Теперь пункт, запрещавший использование сторонних препаратов, исключен.
Обеспечение лекарствами пациентов — все же обязанность государства, отмечает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Не должно быть длительных и сложных схем заказа препаратов и их получения после постановки диагноза, говорит он. Кроме того, необходимы элементы долгосрочного планирования, полагает Саверский.
Александр Саверский президент Лиги защиты пациентов «Благотворительные фонды нам с вами и пациентам ничего не должны, и в этом смысле они не несут гарантию за лекарственное обеспечение. А государство должно. Это огромная разница. Собственно говоря, на прошлой неделе обсуждали как раз проблему отложенных рецептов. Выяснилось, что даже когда у вас стоит на рецепте Cito, то есть экстренно, это два дня. Врачи говорят: «Да вы что, с ума сошли? Вы понимаете, что такое Cito, это вот сейчас, это вчера, а не через два дня, человек погибнет». И до 15 дней там по решению врачебной комиссии было предложено. Но, слава богу, Леонид Михайлович Рошаль взорвался на этом, я его поддержал и другие коллеги. Мы фактически поставили перед Минздравом в рамках механизма регуляторной гильотины [задание] создать в течение года дорожную карту лекарственного обеспечения, которая будет включать в себя элементы планирования на основании потребностей пациента. То есть сейчас мы должны узнать потребности, потом запланировать, соответственно, на три-пять лет контракты под эту потребность. И тогда у нас будет шанс, что лекарства будут сейчас, а не через два дня, не через 15 дней, а тогда, когда оно нужно. Это совсем другая система. Проблема этого рынка еще во фрагментарности. То есть если благотворители готовы детям оплачивать, то, например, людям в возрасте уже не готовы деньги собирать, поэтому это уже показывает, что неадекватную систему построили».
Александр Саверский также полагает, что отмена штрафов существенно не повлияет на обеспечение больных лекарствами. Поскольку, по его словам, и врачи, и пациенты знали, каким образом провести по бумагам лечение препаратом, предоставленным не стационаром. Возможно, исчезнет проблема оформления в обход законодательства. Хотя пока нет прописанного для медучреждений тарифа на введение пациентам их собственных лекарств.
Также есть вопросы к условиям хранения таких медикаментов. Если в случае закупки их благотворительным фондом нет оснований тревожиться за условия, в которых находятся лекарства, то если такие препараты закупает сам больной, основания для беспокойства у медиков имеются, отмечает эксперт.