16+
Четверг, 28 ноября 2024
  • BRENT $ 73.14 / ₽ 7900
  • RTS732.48
1 августа 2021, 13:44 Общество

Умер президент журфака МГУ Ясен Засурский. Он руководил факультетом больше 40 лет

Лента новостей

Ясен Засурский пришел работать на журфак через год после его создания, в 1953 году, и стал его деканом в 1965-м. Для выпускников и студентов он был олицетворением журфака, блестящим профессионалом и очень неравнодушным человеком

Ясен Засурский.
Ясен Засурский. Фото: TASS

Обновлено в 15:04

Не стало президента журфака МГУ Ясена Засурского. Он руководил факультетом больше 40 лет.

«Сегодня ушел от нас великий человек. Казалось, что Ясен Николаевич будет всегда, что он — такая же константа журфака, как памятник Ломоносову в университетском дворике», — говорится в сообщении на сайте журфака.

Засурский был последним из преподавателей, работавших на факультете с момента его основания. О причинах его смерти, месте и времени прощания пока не сообщается.

Ясен Николаевич пришел работать в МГУ еще при Сталине. В хрущевские времена он стал основателем и бессменным руководителем кафедры зарубежной журналистики и литературы. Деканом он застал четыре эпохи четырех генеральных секретарей и трех президентов — от Брежнева до Путина.

Засурского награждали почти все руководители страны, при которых он жил. Но самой главной своей наградой он считал своих студентов и возможность их обучать.

Вот фрагмент из интервью, где Засурский рассказал, что для него значило быть деканом.

«Это много очень суеты, и в то же время очень интересно иногда, когда можно что-то сделать, предложить, изменить, все-таки декан должен добиться того, чтобы на факультете не было неразрешимых проблем, должен их разрешать и предотвращать их появление, по возможности. Когда только создавался факультет, у нас было много взрослых людей, пришли из армии, мне один из студентов, очень хороший, рассказывал: «Сегодня я пишу, мне заказали статью аналитическую, будет у меня шуба, на шубу». Журналист должен соблюдать порядочность, и это, я считаю, тоже очень важно, потому что все-таки журналист — это не механическое такое существо, надо здесь как-то себя сохранить как личность, не надо подавлять человеческие качества».

Ясену Николаевичу в последние годы было тяжело ходить, поэтому он передвигался на коляске. Тем не менее он приезжал на факультет, вел занятия, общался со студентами и преподавателями. Он был очень привязан к факультету, свидетельствует внук Ясена Николаевича, журналист Иван Засурский:

Иван Засурский журналист, внук Ясена Засурского «Ясен Николаевич был знаковой фигурой. И в России в принципе у нас институций не очень много, поэтому у нас институция — это человек, когда человек ведет себя последовательно, придерживается каких-то принципов и становится известен в этом качестве, на него начинают равняться, по нему начинают сверять часы. Ясен Николаевич был очень отзывчивым человеком и очень любил людей и жил через общение с людьми, старался помогать всем вокруг. Наверное, поэтому людям теперь его не хватает, потому что он давал много тепла и всегда старался чем-то помочь. Конечно, нам грустно без него. В прошлом году мы привозили его часто на Ученый совет, он хотел [этого], он, конечно, очень был привязан к факультету и очень [им] дорожил. Ясен Николаевич был хорошим примером; научить людей можно, на самом деле, только своим собственным примером. Мне кажется, в этом и была его сила, что он никогда ни на что не разменивался, всегда относился к людям хорошо, старался вникать во все обстоятельства, все выяснять, прояснять и благодаря этому распутал в своей жизни невероятное количество всяких сложных ситуаций, огромному количеству людей помог, что тут скажешь. Нам просто нужно стараться быть такими, как он, и все будет отлично. Я никогда бы не стал интересоваться журналистикой, если бы просто он не читал мои статьи, это исключительно его заслуга».

В интервью Засурский любил вспоминать, как его выбрали деканом журфака: «В ЦК КПСС хотели прислать на эту должность своего человека, но коллектив факультета очень активно выступил против. Выбрали меня. Это был 1965 год. Я не хотел быть деканом, но проработал в этой должности 42 года».

У Засурского учились несколько поколений журналистов. Он был не просто деканом и президентом журфака, он был журфаком, говорит специальный корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников:

Андрей Колесников специальный корреспондент «Коммерсанта» «Я думаю, что кончина Засурского, конечно, эхом таким раздастся и в СМИ, и в социальных сетях, хотя бы потому, что сколько же людей закончили журфак, когда он был деканом, за столько десятков лет, и для какого количества людей их юность — это и Ясен Засурский тоже. И его феноменальная память, и вообще все истории, связанные с ним. И ощущение, что он хранитель каких-то, знаете, основных журфаковских истин, таких и духовных, и душевных, Какое-то время тому назад, за несколько лет у меня было что-то вроде лекции, мастер-класса на журфаке, я не очень это люблю и согласился, потому что он сам попросил, и я удивился, что он встретил прямо у входа в Коммунистическую аудиторию, пропустил вперед, хотя, конечно, я его должен был пропустить, и вхожу, а студенты, полная аудитория, встают и аплодируют, и думаю я: «Черт возьми, вот приятно, конечно, понимающие студенты». Потом лекция, ответы на вопросы, прощаемся, а я помню, в основном, про эти аплодисменты, и только потом узнаю, что есть на журфаке такая традиция, которой еще не было, когда мы учились, когда входит Засурский, все встают и аплодируют. То есть это, конечно, не мне были аплодисменты, а человеку, который их по-настоящему заслужил. Надо понимать, что хоть он уже и не появлялся на журфаке, хоть и болел, но его присутствие всегда чувствовалось, он был огромной частью журфака, его благословение все равно простиралось над журфаком, и теперь, мне кажется, чтобы журфак удержался, [нужно], чтобы он соответствовал этому камертону, который называется Ясен Николаевич Засурский».

Засурский всегда говорил, что учиться нужно в любом возрасте. Его семья вернулась в Москву из эвакуации в мае 1943 года. Ясена Николаевича зачислили в седьмой класс. Параллельно он сдал вступительные экзамены в Институт иностранных языков и поступил. Но посещать лекции ему разрешили только после получения школьного аттестата. Поэтому Засурский экстерном окончил школу, и поступил сразу на второй курс. «И сейчас я тоже учусь — у своих студентов», — рассказывал он в редких интервью.

Говорили «журфак» — подразумевали «Засурский», и наоборот, он был невероятным человеком, вспоминает обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина:

Сусанна Альперина обозреватель «Российской газеты» «Это большая часть жизни меня и всех моих не просто однокурсников, но однокашников. Он очень рано пришел на журфак, это я все узнала уже потом, он был вундеркиндом, в свое время поступил в университет и окончил его, когда другие еще школу оканчивали. И он возглавлял журфак 40 лет, это тот случай, когда эпоха — это не просто слова. Он знал несколько языков, он был свой в разных частях света, и мы, конечно, не понимали, даже когда я уже училась в аспирантуре, насколько важно общение с ним. Когда я пришла на журфак, это были годы перестройки и гласности, то есть весь старый мир рушился. И Засурский мог быть разным, он реально давал нам свободу, и он у меня связан с в этой свободой, когда страна как бы открылась и началась другая жизнь. Он для нас был полным олицетворением журфака, то есть журфак — Засурский, Засурский — журфак. А потом я поступила в аспирантуру к нему на кафедру зарубежной журналистики и литературы. И он нас, аспирантов, выделял особо, у нас раз в неделю были занятия в его кабинете, и кабинет был просто завален у него, я помню, этот кабинет, журналы, книги, ему дарили со всего мира, он не успевал их расставлять, наверное, он это все читал, он был эрудиции невероятной человек. Мы с трудом находили места, где садиться, и вот он с нами общался там, сколько отведено, час или полтора, и вот я только сейчас понимаю, что люди платят огромные деньги, чтобы пообщаться с таким человеком, человеком уровня Засурского, сколько он нам давал. Тогда мы этого не осознавали. Но потом, в общем-то, он определил тему моей диссертации, когда я писала, и я ее расширила, я читаю спецкурс на эту тему, он у меня есть, как медиа, не только уже СМИ, но и фильмы, сериалы адаптируются к зарубежным медиарынкам, то есть он мне дал направление на всю жизнь».

Комментирует генеральный продюсер ViacomCBS в России и СНГ Яна Чурикова:

Яна Чурикова генеральный продюсер ViacomCBS в России и СНГ «Уход Ясена Засурского сегодня — это огромная потеря для мировой журналистики, это не преувеличение, ведь Ясен Николаевич был деканом факультета журналистики Московского государственного университета беспрецедентно много, и вы представляете, сколько за это время и под его личным руководством, и в коллективе, который собирался благодаря ему, и вокруг него, в стенах, которые стали брендом, несколько поколений журналистов там выросло, воспиталось, выпустилось, ушло в профессию, и несмотря на то, что в обычной жизни мы с моими коллегами можем быть несогласными по каким-то пунктам, спорить порой до хрипоты, в этот день мы все чувствуем это скорбное единение друг с другом. Светлая память Ясену Николаевичу, спасибо за все то, что вы нам дали».

Ясен Николаевич начал работать на факультете журналистики МГУ через год после его создания, в 1953-м году. В 1964-м он стал исполняющим обязанности декана, а в 1965-м — деканом факультета и оставался на этом посту 42 года. В 2007 году он занял почетную должность президента факультета.

Засурский имел ученую степень доктора филологических наук и звание заслуженного журналиста России.

Глубокие соболезнования родным, близким и коллегам президента факультета журналистики МГУ Ясена Засурского выразил президент Владимир Путин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию