«Газпром» и «Нафтогаз» Украины не поняли друг друга. И понимать не хотят, считает Георгий Бовт
Лента новостей
Компании обменялись заочными выпадами по поводу транзита газа. В Киеве говорят, что предложения по его сохранению в обмен на невыгодную закупку российского газа неприемлемы. В РФ заявляют, что предлагают закупать газ не Киеву, а европейскими партнерам
«Газпром» ответил на претензии Украины относительно транзита российского газа. В компании заявили, что предложение о закупках адресовалось не Киеву, а европейским партнерам. По версии «Газпрома», никто не предлагал Украине покупать российский газ. Там уточнили, что речь идет о транзите газа через украинскую территорию согласно новым контрактам с Европой после 2024 года в свете того, что ЕС намеревается отказаться от использования углеводородов в качестве источника энергии. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что его компания готова увеличить объем транзита газа через Украину после окончания контракта в 2024 году, отметив, что эти вопросы должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. В свою очередь председатель правления «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко подчеркнул, что предложения по сохранению транзита в обмен на невыгодную закупку российского газа неприемлемы. По словам Витренко, на данный момент Киев тратит меньше денег на импортированный газ, чем получает за транзит, поэтому сейчас государство в плюсе и пополняет свой бюджет. Чем и когда может закончиться этот спор?
Нервная реакция Украины на германо-американскую сделку по газопроводу «Северный поток — 2» была предсказуема. Запуск в строй этого проекта делает украинский газовый транзит весьма уязвимым. Особенно после 2024 года, когда истечет ныне действующий контракт с «Газпромом» на прокачку определенных объемов «голубого топлива». Германия в рамках вышеупомянутой сделки взяла на себя в том числе обязательство добиваться продления соглашения о газовом транзите через Украину еще на десять лет. До 2024 года «Газпром» заплатит за него суммарно более чем 7 млрд долларов за пять лет при среднегодовых объемах прокачки в 40 млрд кубометров. Если же России потребуется поставить больше, чем оговорено в контракте, тариф вырастет — максимально на 45%. Однако в этом году «Газпром» уже неоднократно отказывался резервировать дополнительные объемы прокачки через Украину, несмотря на резкое увеличение спроса и цен на газ в Европе. Так что можно сказать, что фактор еще не достроенного «Северного потока — 2» уже начал работать.
И теперь занятая Москвой позиция выглядит достаточно сильной: новое соглашение будет заключено только на рыночных условиях, с тем чтобы не дать возможность Украине задирать тарифы за транзит до заоблачных высот.
Как утверждает глава «Нафтогаза» Украины Витренко, ранее договоренности об украинском транзите включали в себя пакетом соглашение о закупках определенных объемов российского газа по цене, которая была якобы значительно выше рыночной, в результате чего Украина в среднем платила на 5 млрд долларов больше за российский газ, чем получала за транзит. А сейчас, мол, Киев тратит на импорт газа меньше, чем получает за транзит, и, таким образом, остается в плюсе.
Не очень понятно, как Витренко считал. Хорошо известно ведь, и об этом недавно напомнил Владимир Путин в своей статье про Украину, что с 1991 по 2013 год за счет именно низких цен на российский газ Украина сэкономила более 82 млрд долларов. Также известно, что с 2015 года Украина в России газ не закупает напрямую, а закупает его путем реверсных поставок из Европы по цене примерно в полтора раза дороже. Экономии тут совсем не просматривается. Правда, импортный газ составляет лишь примерно треть от общего объема его потребления в стране.
А если учесть последовательный курс Киева на переход к рыночным тарифам на газ для населения, то бюджет, конечно, не пострадает. По некоторым оценкам, с 2014 по 2021 год цена на газ для граждан Украины уже выросла в 14 раз. И это не предел. То, что «Газпром» собирается после 2024 года заключать контракты на поставки через Украину непосредственно с европейскими потребителями, с одной стороны, снизит возможности Украины для «транзитного шантажа». С другой, может еще больше усилить поддержку со стороны той же Германии газопровода «Северный поток», даже если появятся новые обвинения со стороны США в том, что Россия использует «энергетическое оружие для давления на Европу». В прошлом году Евросоюз импортировал более 325 млрд кубометров газа, половина объема пришла из России. Закупки Германии российского «голубого топлива» выросли на 30%, Финляндии — почти на 70%, Румынии — примерно на 90%. При этом цены этим летом уже достигали пиковых значений за 13 лет в 450 долларов за тысячу кубометров.
Если спрос будет расти и после 2024 года, то украинский транзитный маршрут будет использоваться «по остаточному принципу». Но спрос на него упадет еще сильнее, если Европа начнет усиленно переходить на «зеленую энергетику». В любом случае, вопрос сохранения газовых поставок именно через Украину в прежних объемах на будущее — далеко не решенный, несмотря на нынешние заявленные германо-американские намерения его сохранить. Европейские потребители вряд ли пойдут навстречу требованиям Украины по бронированию определенных объемов мощностей ее газотранспортной системы ради сохранения украинского транзитного маршрута, если это им будет невыгодно. Так что основные баталии по этому вопросу еще впереди.