Новая задача для правительства: как обуздать подорожание «борщевого набора»?
Лента новостей
Власти думают, как не допустить роста стоимости продуктов в ближайшие месяцы. Среди вариантов: ввести систему народного контроля цен, упростить крестьянам доступ к ярмаркам и провести работу с торговыми сетями
В среду, 21 июля, Владимир Путин поручил правительству разобраться с подорожанием базовых продуктов — в частности, овощей из так называемого борщевого набора. И уже на следующий день «Коммерсантъ» сообщил, что власти сейчас ищут способы регулирования цен.
Картошка и свекла — это не зерно, экспортные пошлины тут не помогут. Чиновники думают, как исключить из цепочки поставок посредников. Через них в торговые сети поступает половина овощей открытого грунта, и по дороге к магазину они могут подорожать в два раза.
Можно ли винить в этом лишь трейдеров, которые тоже хотят заработать? Вопрос спорный. Кто-то говорит об их жадности, а кто-то напоминает, что очень подорожали услуги по доставке. Но факт остается фактом — закупочные цены и цены на полках могут очень сильно отличаться. Директор фермерского хозяйства из кубанского Темрюка Виталий Пленков приводит пример с картофелем:
— Я на свой картофель уже снизил цену. Он дешевле, чем в том году в это время. Ранний и суперранний картофель был несколько дней в пределах 40-50 рублей, потом это покатилось как снежный ком. И вот цена докатилась сейчас и до 20 рублей. И средний картофель стоит по 15 рублей, который с куриное яйцо, граммов по 70-80. В торговых сетях, если вы заходите…
— Нет, там нет таких цен.
— Ну вот. Даже если бы они 30% накрутили — это было бы 19-20 рублей. Но и этого нет. Ровно на 100%. А среди них один только человек посредник.
В Минпромторге заявили, что сдерживать цены на продукты нужно рыночными методами. Если будет много магазинов, ярмарок, куда смогут приезжать фермеры, то будет большая конкуренция, а значит, и более низкие цены. И, как заявил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, скоро у фермеров будет прямой доступ к ярмаркам, и это приведет к падению цен.
Вот только крестьянам самим торговать некогда — у них страда. А если за них это будет делать кто-то другой, то придется тратиться на зарплату, и не факт, что выручка покроет расходы. Поэтому аграриям, особенно мелким, удобнее сдавать продукцию трейдерам, которые ставят свою наценку. Дальше к цене добавляют торговые сети, и, как сообщают источники, власти с ними сейчас тоже проводят воспитательную работу, настоятельно убеждая не повышать цены.
Стоит ли государству вмешиваться в эти рыночные отношения? Комментирует руководитель псковского крестьянского хозяйства «Прометей» Александра Конашенкова.
Александра Конашенкова руководитель псковского крестьянского хозяйства «Прометей» «Государство может вмешиваться только по таким вопросам, как помогать производителям дополнительными субсидиями, дотациями или постройкой складов, чтобы у нас склады были, где мы могли «борщевой набор» хорошо хранить. Какой контроль власть может вести? Запретить продавать по такой-то цене? Если будет дефицит — он всегда будет, — тогда просто продавать не будут. Контроль за наценкой тоже не может быть действенным. Если дефицит товара есть, мы начинаем просто больше производить».
Субсидии на строительство хранилищ действительно могли бы отчасти решить проблему, и крестьяне сами могли бы продавать свои фрукты и овощи в свободное время. Но это долгосрочные инвестиции. А тут на носу выборы в Госдуму, и власти явно не хотят, чтобы перед ними цены росли.
Кстати, я помню, как в советском детстве всегда ждал выборов, потому что в день голосования на избирательных участках можно было купить дефицитные вкусные продукты. Сейчас, наверное, тоже буду радоваться возможности зайти в день выборов в магазин и не увидеть, как в очередной раз что-то подорожало. Правда, интересно, что будет с ценами после этого?
Но вот, например, детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила создать систему народного контроля «борщевого набора». Начать с Кубани. А контролируют цены пусть в том числе родители и, если что, — сообщают куда надо, чтобы кто надо принял меры. В связи с этим задумываешься, а не создать ли для этого в духе наших властей новое специальное ведомство? И назвать его Росборщнадзор. А к новому году еще одно — Росоливьерегулирование.