Намайнили на статью: два сотрудника казанского метро стали фигурантами дела о «злоупотреблении полномочиями»
Лента новостей
Их подозревают в несанкционированной установке оборудования для добычи криптовалюты на предприятии. За два месяца оно потребило электроэнергии на 352 тысячи рублей. Заплатил за это «Метроэлектротранс»
В Казани возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников метрополитена. Их подозревают в несанкционированной установке оборудования для добычи криптовалюты на предприятии.
В деле два фигуранта. Один из них — главный инженер «Метроэлектротранса», который заведует всем городским электротранспортом. Второй подозреваемый — 32-летний сотрудник того же предприятия. По версии следствия, в марте эти двое подключили оборудование для майнинга к электросети на одной из трансформаторных подстанций, принадлежащих предприятию. За электричество, естественно, ничего не платили. Оба уже признали свою вину.
Уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 285 УК «злоупотребление должностными полномочиями». Максимальное наказание — четыре года лишения свободы. Странно, что применяется именно эта статья, по которой можно получить реальный срок, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов. Обычно подобные действия квалифицируют по другой, более мягкой статье, говорит он.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Майнинг — модная тема, биткоин, хайп и так далее. Вопросу о воровстве электричества не один десяток лет. По электричеству есть статья 165 УК, очень хитрая — «причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения». Даже не мошенничество. То есть это такое распространенное явление, у нас таких майнеров было [огромное количество] — каждый второй в дачном поселке Подмосковья, когда накидывали электричество и его воровали. Потратил ты его на майнинг либо на то, чтобы отапливать калорифером свою дачу на шести сотках, какое это имеет значение с точки зрения квалификации состава? Таких приговоров была масса».
По данным следствия, за два месяца работы казанские майнеры израсходовали электричества на 352 тысячи рублей. Эти расходы оплатил работодатель.
Сколько обвиняемые могли добыть монет и какова их стоимость, сказать сложно, слишком мало информации. Но понятно, что в минусе они не остались, отмечает генеральный директор «Крипто-А» Алена Нариньяни:
Алена Нариньяни генеральный директор «Крипто-А» «Затрудняюсь ответить, сколько там они могли намайнить, потому что зависит от очень многих факторов. Опять же, майнить можно не только биткоин. Для того чтобы майнить биткоин, нужно специальное оборудование, а майнить какие-то другие криптовалюты, тот же эфир, можно, используя даже обычный старый компьютер. То есть его подключишь к чему-то — и ты можешь все равно майнить и какие-то монетки получать. Здесь вопрос в том, что конкретно они майнили, когда они начали и сколько это продолжалось и на чем они майнили — какая мощность была у того оборудования, которое они использовали для майнинга. Тогда можно будет предположить, что они получили. Но им это в любом случае было в плюс, потому что основные затраты (а при майнинге основные затраты — это именно затраты на электроэнергию) понес, получается, метрополитен, а они получили только прибыль».
Около года назад «Россети» сообщали об ущербе в размере около 22 млн рублей только из-за одной нелегальной криптофермы. А всего с 2017 года компания недосчиталась почти полумиллиарда рублей, которые были украдены подпольными майнерами.
В других странах тоже есть такая проблема и есть осужденные. Так, три года назад суд в Китае приговорил майнера к 3,5 года тюрьмы за воровство электроэнергии на 15 тысяч долларов.