Газопровод «Северный поток — 2» имени Ангелы Доротеи Меркель. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Меркель последовательна в изначально, еще на ранних стадиях строительства газопровода, занятой ею позиции: проект возможен только в сочетании с украинским транзитом, отмечает политолог
Выступая в комитете по иностранным делам сената конгресса, заместитель госсекретаря Соединенных Штатов по политическим делам Виктория Нуланд сообщила, что США и Германия достигли договоренностей по газопроводу «Северный поток — 2». Сохраняя в целом негативное отношение к газопроводу как к «орудию энергетического давления» в руках Москвы, Вашингтон тем не менее отказывается в настоящий момент от санкций против проекта. Возможность санкций в будущем Америка не исключает.
Главное условие: «Газпром» должен продолжать прокачку газа через Украину. Также США и ФРГ договорились инвестировать совместно 50 млн долларов в проекты хайтека и зеленой энергетики на Украине с тем, чтобы диверсифицировать ее источники энергии. В свою очередь Ангела Меркель уже успела обсудить по телефону с Владимиром Путиным дальнейшую судьбу «Северного потока — 2» и транзита газа через Украину. Как оценивать эту сделку?
В краткосрочном плане можно говорить о том, что американская санкционная хватка против «Северного потока — 2» ослабла. Газопровод, запуск которого был изначально запланирован на конец 2019 года и который уже готов на 98%, теперь может быть завершен к концу августа. Однако он останется под прицелом Вашингтона. США оставили за собой право вновь ввести санкции против газопровода, если Россия в будущем прибегнет к методам, как говорят в Вашингтоне, «энергетического давления». Что, конечно, дает повод для широких толкований в духе двойных стандартов. Также Берлин взял на себя обязательства ввести энергетические санкции против России, если что-то пойдет не так.
Зато Меркель удалось отбиться от включения в соглашение пункта о том, чтобы Германия «автоматически» приостанавливала бы поставки газа из России по «Северному потоку», если Москва нарушит каким-либо образом обязательства, которые на нее возложили Германия и США без ее участия. Прежде всего в части сохранения украинского газового транзита, который дает Киеву примерно 3 млрд долларов платежей за прокачку и косвенно, таким образом, становится способом за счет «Газпрома» поддерживать западный проект строительства украинской демократии.
Берлин будет настаивать на продлении нынешнего пятилетнего контракта между «Газпромом» и Украиной, истекающего в 2024 году, еще на десять лет. Таким образом, Меркель последовательна в изначально, еще на ранних стадиях строительства газопровода, занятой ею позиции: проект возможен только в сочетании с украинским транзитом. И надо все же признать, что в условиях мощного противодействия данному газопроводу внутри самого Евросоюза, наверное, это была единственная реалистичная возможность спасти проект в принципе. Другой вопрос, удастся ли сохранить увязку работы газопровода с украинским транзитом в будущем. В Москве, судя по всему, все еще надеются на разрушение этой связки. Но это уже точно будет не проблемой Меркель.
В принципе, мощности «СП-2» позволяют в два раза увеличить поставки в Германию (а оттуда уже другим странам), полностью избавившись от транзита через Украину. А вот сохранение транзита через Украину создает определенные проблемы с заполняемостью «СП-2». Есть ведь и еще одно обстоятельство. Недавно Европейский суд общей юрисдикции оставил в силе ограничение по доступу к мощностям сухопутного отвода от «Северного потока» — газопровода Opal, который ведет через Германию в Чехию, соединяя «СП-2» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. «Газпром» по решению суда сможет использовать Opal лишь наполовину. Это предписано Третьим энергопакетом законодательства Евросоюза по либерализации энергетического рынка. По предписанным там правилам ограничения монополии поставщиков как газа, так и электричества половина газопровода Opal должна быть зарезервирована для «альтернативных поставщиков». Украинский «Нафтогаз» уже предложил свои услуги, что выглядит довольно цинично, поскольку речь идет о том же газпромовском газе, но поставляемом через Украину и Словакию.
Все это, конечно, будет негативно сказываться на окупаемости «Северного потока — 2». Возможно, в будущем ситуация может измениться. Особенно если газотранспортная система Украины придет в негодность из-за своей ветхости. Но это точно не проблема ближайшего будущего.
В этом году «Газпром», несмотря на резкий рост спроса и цен на топливо в Европе, несколько раз отказался увеличить транзит по украинскому направлению, демонстрируя тем самым, что поддерживать еще сильнее этот маршрут он не намерен. Однако заставит ли это в будущем Европу согласиться на увеличение прокачки через «Северный поток» или же пойти по пути увеличения закупок СПГ вместо трубопроводного газа, пока судить трудно. И это опять уже будут не проблемы Ангелы Меркель, которая осенью покидает большую политику. Свою часть работы по проекту «Северный поток — 2» она выполнила.
Что касается Украины, то ее власти заявляют, что сделка США и ФРГ не учитывает пожелания Киева в сфере энергобезопасности. Однако «обнулить» «Северный поток — 2» Киеву уже точно не удастся, придется с этим жить. Ну а во время запланированного на конец августа визита Владимира Зеленского в США его там чем-нибудь утешат.