Поезд, летящий быстрее самолета
Лента новостей
Первый китайский поезд на магнитной подушке, способный развивать скорость в 600 километров в час, сошел с конвейера в городе Циндао. Пока это прототип. До ввода в эксплуатацию еще несколько лет
В Китае продемонстрировали поезд на магнитной подушке (маглев), скорость которого может достигать 600 километров в час, сообщает агентство «Синьхуа». «Новая транспортная система на магнитной подушке дебютировала на публике в прибрежном городе Циндао восточно-китайской провинции Шаньдун», — говорится в сообщении.
Маглев имеет целый ряд преимуществ, включая низкий уровень шума и вибрации, поскольку состав не соприкасается с поверхностью рельса. Также среди плюсов — большая вместимость пассажиров и низкие эксплуатационные расходы.
Основной принцип действия системы заключается в создании мощного магнитного поля между поездом и железнодорожным полотном за счет действия высокотемпературных сверхпроводников. При этом, в отличие от традиционных скоростных поездов, новые составы не будут касаться поверхности рельса в процессе движения, а тормозящей силой будет являться аэродинамическое сопротивление.
В настоящий момент самые быстрые пассажирские поезда на китайской железной дороге — это поезда «Фусин». Они движутся со скоростью 350 километров в час.
В Китае с 2004 года также действует коммерческая линия для поездов на магнитной подушке, она связывает Шанхай с международным аэропортом «Пудун», поезда на линии развивают скорость до 430 километров в час и преодолевают расстояние около 30 километров менее чем за восемь минут. Помимо этого, ветка маглева есть в Пекине, но поезда на ней разгоняются только до 105 километров в час, ветка связывает районы города в западной части китайской столицы.
Такая же ветка протяженностью более 18 километров есть в городе Чанша, она связывает центр города и аэропорт. Здесь поезда ходят со скоростью 100 километров в час и максимально могут разогнаться до 120 километров в час.
Представленный поезд — это только прототип, в Китае пока нет линии, где он мог бы курсировать. Как сообщают китайские специалисты, ездить на таком транспорте можно будет не раньше, чем через пять-десять лет. Однако будущее у такого поезда есть, он сможет конкурировать с авиаперевозчиками, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:
— Да, с инфраструктурой есть некоторые проблемы, но, с другой стороны, пока он может идти чуть медленнее по дороге, а инфраструктуру подтянут потихонечку, наверное. А с технической точки зрения это очень интересный момент, потому что, в общем, это расширяет возможности дорожного транспорта. Любопытное направление.
— Это самое быстрое, что заявлено на данный момент?
— Из реализованного, безусловно, это самое быстрое пока на Земле. И прототип ездит, во всяком случае, у него это получается. То есть понятно, что до выхода в серию еще очень долго и будут сложности, но у Китая есть определенный задел. Все-таки им немцы в свое время создали очень неплохую сеть высокоскоростных магистралей, и они сейчас успешно ее развивают. Китай с этой задачей справится.
— А на дистанции до 1,5 тысячи километров такой поезд вполне же может конкурировать с самолетом?
— Может, конечно. Но понимаете, тут все упирается в то, что Китай может конкурировать успешнее, чем кто бы то ни было, потому что у них перевозчики за инфраструктуру не платят. Если перевозки будут дотироваться, то пассажиру, возможно, будет выгоднее купить даже билет через всю страну, чем на самолете лететь.
Китай считается мировым лидером скоростного железнодорожного сообщения. Прототип поезда маглев был разработан и собран в 2019 году, в 2020-м прошел тесты на испытательной линии. Уже к январю 2021-го была разработана вся система, необходимая для движения поезда, и специалисты приступили к тестированию и вводу системы в эксплуатацию, на что понадобилось шесть месяцев.