Еврокомиссия предлагает к 2035 году отказаться от бензиновых двигателей и развивать рынок электромобилей
Лента новостей
Насколько реальна такая перспектива для ЕС? И могут ли новые требования к автомобилям превратить Россию в третью страну автомобильного мира?
Через 15 лет в Европе не должно быть выхлопов от ДВС. Такая цель поставлена Еврокомиссией в пакете предложений по новым стандартам «Евро», которые были обнародованы 14 июля. Если предложение примут, Европа может отказаться от бензиновых двигателей и пересесть на электромобили. Насколько это реально и где в таком случае окажется Россия?
Предложения Еврокомиссии по контролю вредных выбросов не просто жесткие — они запредельные, считают эксперты. К 2025 году выбросы должны сократиться на 15%, к 2030 году — на 55%. А к 2035 году природа должна очиститься, все будут ездить, похоже, на электромобилях. Отраслевая ассоциация VDA заявила, что грядущий стандарт «Евро-7» — это уже предел технических возможностей. Выбросы должны быть настолько малы, что даже ущерб от стирания шин будет больше. Поэтому Volkswagen заявляет, что наращивает выпуск авто на батареях — это будет выгоднее, чем тратить миллиарды на апгрейд ДВС.
Audi, к примеру, еще весной этого года объявила, что сворачивает разработку всех ДВС, хотя и продолжит модернизацию уже вышедших моторов и их адаптацию к новым эконормам.
Словно предугадывая опасения концернов, Еврокомиссия собирается инвестировать в инфраструктуру электромобилей 50 млрд евро. Но на вопрос, хватит ли этого и откажутся ли концерны от бензиновых движков так скоро, пока не может ответить никто, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Теоретически на конвейере условного автозавода можно собирать, конечно, любой автомобиль — с двигателем внутреннего сгорания или электромобиль. И все ведущие концерны по этому пути уже идут. Но удастся ли все производство, программу перевести на электромобили — это большой вопрос. А с другой стороны, эти машины должен кто-то покупать. Пока на данный момент электромобили в среднем дороже, чем машины с ДВС, причем заметно дороже. Хватит ли у европейцев денег, чтобы простимулировать покупателей всех машин? Скорее всего, не хватит. Либо электромобили должны подешеветь, что не факт, либо европейцы должны разбогатеть».
Если мы представим, что к 2035 году ДВС придет конец, что в таком случае будет с Россией? Наши власти стараются подстегнуть индустрию электрокаров, дают разные преференции. Концепцию развития электротранспорта представил Минэк — к 2030 году их долю на авторынке надо увеличить на 15%. Сейчас их доля — только полпроцента. По плану через три года откроют 20 тысяч зарядных станций. Реализация всех идей обойдется в 400 млрд рублей. Начнут с Москвы — владельцы электрокаров в столице уже свободны от транспортного налога, для них парковка бесплатна и есть отдельные места с зарядкой.
Однако, если мы не успеем с переходом на батареи, крупные автоконцерны уйдут из России. Рынок у них здесь небольшой — самые успешные продают 100 тысяч авто в год. Локализацию можно быстро свернуть. Все-таки мы не Китай, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «К сожалению, для нас это плохие новости. Никто из автопроизводителей не будет специально для нас производить автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Мы окажемся по автомобилизации в списке третьих стран, совершенно точно. То есть мы будем ездить на тех же машинах, которые делают для Африки, для стран Восточной Европы, для стран Средней Азии. Только если произойдет что-то сверхъестественное, и всю территорию России мы в мгновение ока покроем станциями быстрой зарядки автомобилей».
Вероятно, что разговоры о скорой смерти ДВС пока сильно преувеличены. И план Еврокомиссии по выбросам все же еще не утвержден. Несколько концернов уже заявили, что требования для них невыполнимы. Против жестких стандартов выступили, например, власти ключевых стран — Германии и Франции. Французский президент Эммануэль Макрон, например, видит будущее вообще в гибридах.