Российские таксисты пожаловались Путину на китайский агрегатор DiDi
Лента новостей
Национальный совет такси отправил письмо президенту РФ. В нем говорится о том, что DiDi собирает информацию о передвижениях пользователей и отправляет ее за рубеж. С чем может быть связана жалоба против китайского агрегатора?
Обновлено в 16:26
Национальный совет такси, в который входят более 50 некоммерческих организаций в разных регионах страны, написал письмо президенту России Владимиру Путину, где говорится, что китайский агрегатор DiDi в реальном времени собирает информацию о передвижениях своих пользователей и обрабатывает ее за рубежом, сообщает Forbes.
По мнению ассоциации, эти данные крайне интересны иностранным разведслужбам. Услугами DiDi пользуются госслужащие, гражданские, которые работают на режимных объектах, сотрудники правоохранительных органов и военных ведомств. Таким образом, работа китайского агрегатора может ослабить обороноспособность и безопасность России, говорится в письме.
Это уже не первая жалоба ассоциации на DiDi. Business FM поговорила с исполнительным директором Национального совета такси Наталией Лозинской:
Наталия Лозинская исполнительный директор Национального совета такси «Совет такси получил тревожное обращение по поводу сбора персональных данных. Есть ряд признаков, в частности пункт правил работы DiDi Mobiity Rus, которая действует непосредственно на территории РФ. В нем говорится о том, что собранные данные компания вправе передавать внутри группы компаний. Она состоит из огромного количества иностранных организаций практически по всему миру. Для обработки информации компания DiDi открыла исследовательский институт в Китае и DiDi lab в Силиконовой долине в Калифорнии. Соответственно, именно для обработки информации используются зарубежные компании в Китае и США. Организация по своим правилам имеет право делиться информацией со всеми своими компаньонами, инвесторами. Большое беспокойство вызывает то, что водитель обязан дать доступ к своим персональным данным вплоть до личных фотографий на мобильном устройстве, с которого он подключается к компании. О подобных условиях от других агрегаторов мне неизвестно, таких жалоб не поступало. Водители DiDi, в частности, высказывают озабоченность: для каких целей может понадобиться личная информация компании? Первые официальные обращения по этому поводу Совета такси уходили в 2014 году. К сожалению, существенной реакции не получили, но, возможно, государство все-таки обратит внимание, потому что процесс стал глобальным».
В DiDi не видят оснований для подобной жалобы. Неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных — важнейшие приоритеты для компании, рассказали Forbes в DiDi. Там добавили, что все данные российских пользователей обрабатываются и хранятся в соответствии с законодательством, их используют только с согласия пользователей.
Сейчас на рынке такси очень высокая конкуренция, и приход нового игрока невыгоден. На войне все средства хороши, считает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Возникают два вопроса. Зачем и какую пользу могут принести данные о перемещениях, которые собирают все агрегаторы такси со своих пользователей, какую пользу это может дать китайцам? Второе: чем тогда отличаются все остальные агрегаторы, которые тоже собирают данные о перемещениях, а еще и о том, какими приложениями пользуются люди, что они ищут в поисковиках, где они бывают и так далее. В этом смысле DiDi ничем от других не отличается. Компании действительно стоит опасаться. DiDi уже показала во время прихода на другие рынки, что агрессивно заливает деньгами все, что только можно: делает очень дешевые поездки для пассажиров, дотирует водителей, раздает им деньги, помогает им с покупками машин и так далее. Сильно дотирует выход на рынок и тем самым очень быстро [отбирает] долю от уже существующих игроков на рынке. В этом смысле совершенно правильно и «Яндекс», и другие агрегаторы боятся DiDi. Безусловно, нет прямых экономических рычагов, чтобы воевать с китайцами, поэтому пытаются задействовать административные рычаги. Сначала были жалобы в ФАС на дешевизну поездки, теперь пошел разговор о том, что DiDi собирает данные. Аргумент спорный, если следовать такой логике, у всех госслужащих, военных нужно отобрать смартфоны, потому что уже почти все приложения, в первую очередь агрегаторы такси, собирают все данные, какие есть у пользователя. Возможно, их помурыжат по времени либо выдадут предписания, то есть затруднят выход на рынок, но запретить и остановить их вряд ли получится. Мы вдобавок с китайцами друзья, зачем друзей обижать».
На российский рынок китайский агрегатор вышел летом 2020 года, сейчас он работает в 36 городах. Среди них Брянск, Липецк, Тверь и Тула. В Москве DiDi пока нет, но до конца года сервис планирует зайти еще в 70 российских городов. Пилотный проект DiDi запустили в Казани. Таксист Линар работает с агрегатором уже почти год. Он рассказал, как за это время изменились условия для водителей:
«Проблемы остались почти те же, что были на старте. Приложение как было неудобным для водителя, так и осталось, навигация такая же. Комиссия стала выше. Изначально, когда DiDi заходил, комиссия у них была минимальная по сравнению с другими агрегаторами, это было огромным плюсом. Сейчас комиссия приблизилась к текущим реалиям. За заказ DiDi забирает примерно 20%. Недавно ввели нововведение, есть возможность купить цену в DiDi, раньше эта стоимость была меньше, чем у других агрегаторов, за счет чего иногда с DiDi было выгоднее работать. Сейчас эта стоимость приблизилась к другим агрегаторам. Единственное, что в DiDi лучше, чем в «Яндексе», — это гарант, то есть доплата водителям. Небрендированный автомобиль в «Яндексе» зарабатывает 7 тысяч рублей за 35 заказов, а в DiDi — 8250 рублей, но сложностей намного больше, комиссия такая же, заказов не так много стало в последнее время, потому что клиенты недовольны сервисом DiDi, они не могут уехать. На дальние расстояния DiDi заказывать невыгодно, соответственно, водители их не выполняют, клиент недоволен. В «Яндексе» с этим проще. Сейчас DiDi как запасной вариант, если вдруг в «Яндексе» произойдет сбой, я могу зайти в DiDi и немного там поработать. Как основной агрегатор DiDi использовать точно не буду».
По данным самой компании, по состоянию на март в России у агрегатора работают 116 тысяч водителей, а сервисом пользуются 2 млн пассажиров.
Жалобу совета такси прокомментировали и в Кремле. Обращения там не видели и посоветовали обратиться в профильные органы.