Запретят ли изображать нацистов на книжных обложках?
Лента новостей
Российские издательства пересматривают выпускаемую литературу на предмет соответствия двум новым законам. Издатели надеются, что борьба с нацизмом и экстремизмом не превратится в борьбу со здравым смыслом
Размещать изображения Адольфа Гитлера на обложках книг недопустимо по закону, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков во время телефонного разговора с журналистами. В июле президентом были подписаны два закона, которые регулируют рынок книгоиздательства. В них, помимо изображений нацистов, запрещается также приравнивать действия СССР к действиям фашистской Германии.
Дмитрий Песков отметил, что справочная информация или изображения внутри книги допустимы:
Песков сослался на закон, по которому выступления и изображения руководителей нацистских групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала, а также выступления и изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, являются экстремистскими материалами. Ранее Российский книжный союз попросил книжные магазины убрать с сайта и изъять из продажи книги, о которых шла речь в законе.
На сайте «Московского дома книги» есть по крайней мере шесть книг, о которых говорил представитель Кремля. На обложке одной из них изображены только усы и челка фюрера. Ликвидируют ли ее, непонятно. Генеральный директор сети магазинов «Московский дом книги» Надежда Михайлова не берется ответить на этот вопрос, перекладывая ответственность на издательства:
Надежда Михайлова генеральный директор сети магазинов «Московский дом книги» «Мы сейчас запросили у всех издательств, чтобы они проверили свои книги и дали нам списки той литературы, которую необходимо изымать, согласно этому закону, потому что книг, как вы понимаете, очень много, десятки тысяч. О содержаниях книг могут знать только издательства, которые эти книги готовили к печати».
Директор издательства «Родина» Сергей Николаев нашел у себя издания, которые необходимо уничтожить. Он отмечает, что говорить о победе над фашистами без их изображения странно, но книги Николаев все же утилизирует.
Сергей Николаев директор издательства «Родина» «Есть серия, посвященная, в частности, Третьему рейху. Она называется «Взлет и падение Третьего рейха». Это не комплиментарная серия по отношению к Третьему рейху, но все равно на обложках есть изображения персонажей Третьего рейха. Если их снимут с продажи, мы не будем требовать каких-то компенсаций. Книжники привыкли, что какие-то книги у них не продаются, и они их просто выбрасывают. Выбросим и эти книги».
Вслед за законом о запрете демонстрации изображений нацистов Владимир Путин 12 июля подписал еще один закон, который касается военного прошлого страны. Он налагает запрет на литературу, которая ставит под сомнение решающую роль СССР в разгроме нацистов.
Однако как новые законы будут применяться на практике, пока неизвестно. Можно лишь надеяться, что борьба «с пропагандой нацизма» не превратится в борьбу со здравым смыслом, говорит генеральный директор издательства «Вече», управляющий вице-президент Российского книжного союза Леонид Палько:
Леонид Палько генеральный директор издательства «Вече», управляющий вице-президент Российского книжного союза «В данной ситуации, если, например, нацистская символика, тогда надо фильм отменить «17 мгновений весны». Там символика присутствует, там Штирлиц ходит в форме СС. Но ведь суть всего фильма и все содержание фильма, наоборот, о борьбе. Так и здесь, если даже на обложке напечатать «Шелленберг», но в принципе здесь все, что называется, с научной точки зрения раскрывается, и говорится, и показывается негативное отношение к идеологии нацизма, то это не запрещено. По крайней мере, так мы у себя просчитали, так мы проконсультировались, и так мы вот принимаем решение».
При этом Российский книжный союз, который представляет Леонид Палько, все же рекомендовал книжным магазинам изъять и уничтожить книги, попадающие под закон о запрете отождествлять роль СССР и Германии во Второй мировой войне.