16+
Воскресенье, 22 сентября 2024
  • BRENT $ 74.72 / ₽ 6918
  • RTS946.70
14 июля 2021, 03:32 Политика

Александр Лукашенко приезжал заверить, что он расплатится по долгам. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, отягченную европейскими санкциями, Минск может быть уверен, что Москва не допустит банкротства своего «последнего редута», считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Петербурге состоялась рабочая встреча президентов России и Белоруссии, продлившаяся более пяти часов. Александр Лукашенко сказал Владимиру Путину, что Минск будет выплачивать кредит, «чего бы это ни стоило». Он подтвердил, что экономика Белоруссии «серьезно привязана к российской». По итогам встречи президенты договорились о том, что цена на газ для Белоруссии в 2022 году не будет индексирована и сохранится на уровне этого года. Также Москва обещала Минску «кредитную поддержку в связи с налоговым маневром в России». Зачем еще приезжал Лукашенко?

Белорусский президент также заявил, что в отношении тех, кто поддерживает власть, начался «индивидуальный террор». В свою очередь Владимир Путин отметил, что, хотя в прошлом году взаимный товарооборот между странами «припал из-за коронавирусной инфекции — где-то на 17%», но в этом году за первые четыре-пять месяцев он уже вырос на более чем 37%. Он также отметил, что ему доложили, что внешний долг Белоруссии сократился на 2,5%, и республика — «надежный, стабильный партнер», ее золотовалютные резервы «превышают значительно уровень, необходимый для обслуживания внешнеторговых операций».

Хотя организаторы встречи уверяют, что она не носила экстренного характера и была запланирована аж несколько недель назад, элемент срочности приезда Лукашенко все же просматривался. Она не анонсировалась ни Москвой, ни Минском даже днем накануне. Последний раз президенты виделись в самом конце мая, переговоры тоже шли пять часов, об их результатах подробно также не сообщалось. С тех пор Белоруссия уже успела почувствовать первые удары введенных ЕС секторальных санкций. Но также и новые действия Минска спровоцировали угрозы со стороны ЕС добавить еще порцию санкций.

Речь идет о выходе Белоруссии из соглашения с ЕС о реадмиссии нелегальных мигрантов, которые хлынули в Литву числом в 20 раз больше, чем за весь прошлый год. Там объявлена чрезвычайная ситуация. Евросоюз допускает в ответ в том числе расширение секторальных санкций. И если Александр Лукашенко решил пойти по стопам турецкого президента Реджепа Эрдогана, который тоже одно время шантажировал Европу тем, что спустит на нее поток сирийских беженцев, то он просчитался. Эрдогану удалось даже получить несколько миллиардов евро в обмен на сдерживание потока нелегалов. Но что позволено Эрдогану, то не позволено Лукашенко. Самым мягким ответом со стороны ЕС станет отмена для белорусов облегченного порядка выдачи виз. Хотя их и так не выдают с весны прошлого года.

Что касается финансового положения Белоруссии, то сокращение ее внешнего долга на примерно 500 млн долларов, отмеченное Путиным, действительно произошло в начале текущего года. Сумма совпала с размером второго трансфера в рамках российского кредита Белоруссии общим объемом в 1,5 млрд долларов. Впрочем, эти 1,5 млрд были получены в начале июня, а в первом квартале Минск выплатил только по российским кредитам почти 240 млн долларов. Немногим меньше — 190 млн — ушло банкам Китая, остальное Евразийскому фонду стабилизации и развития, европейским и американским кредиторам.

Кстати, из отчетов белорусского Минфина видно, что Китай практически перестал давать Минску деньги в долг. Также существенную долю — примерно 10% — в текущих заимствованиях составляли деньги от Международного и Европейского банков реконструкции и развития. Теперь этих источников не будет. Гораздо труднее, если вообще возможно, станет размещать и еврооблигации. Размер внешнего госдолга Белоруссии на 1 апреля превышал 18 млрд долларов. В текущем году по внешним обязательствам планировалось выплатить более 5,1 млрд долларов. На первый квартал приходилось 1,8 млрд долларов, из которых было выплачено менее половины (около 600 млн). А еще есть большой внутренний госдолг, размер которого приближается к 40% ВВП и который отчасти планировалось погашать за счет наращивания внешних заимствований, в том числе выпуска еврооблигаций.

Золотовалютные резервы Белоруссии составили на начало года примерно 7 млрд долларов, сократившись за прошлый год на 20%. Этой суммы, наверное, действительно достаточно, чтобы обслуживать внешнеторговые операции. Прошлый год республика закончила с положительным внешнеторговым сальдо в 4 млрд долларов (9 млрд к 5 млрд). А вот уже в первом квартале текущего года импорт превысил экспорт примерно на 120 млн долларов. Таким образом, в условиях секторальных санкций экспортно ориентированная экономика Белоруссии может оказаться в критической ситуации.

Многим даже простым обывателям по собственному опыту известны как минимум два наблюдения за отношениями кредиторов и должников. Первое: труднее всего бывает выцарапывать кредиты, данные близким друзьям и родственникам, даже если они клятвенно обещают все отдать. Но не отдают. Второе: когда долги превышают определенную сумму, то это становится уже не столько проблемой самого должника, сколько кредитора. В случае России и Белоруссии Москва просто не может допустить банкротства союзной Белоруссии. В силу чисто политических причин. Это означало бы, что западные санкции оказались результативными. Этот прецедент опасен в плане усиления давления уже на саму Россию. Вопрос цены удержания на плаву режима Лукашенко как нашего «последнего редута» остается пока открытым.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию