Переговоры с талибами в Москве — для чего они?
Лента новостей
В четверг, 8 июля, МИД РФ провел переговоры с делегацией запрещенной в России террористической группировки «Талибан». Чего от них можно ожидать и почему их критикуют?
В пятницу, 9 июля, завершился официальный визит делегации политического офиса движения талибов в Москву. Главной целью их визита было обсуждение событий, произошедших в Афганистане за последнее время.
Последний американский солдат должен покинуть территорию Афганистана 31 августа. Но уже сейчас их осталось совсем немного — для охраны ключевых объектов инфраструктуры. Вывели свои войска и страны коалиции, в которую входили порядка 40 государств. На этом фоне «Талибан» (террористическая организация, запрещена в РФ) ведет широкомасштабное наступление и утверждает, что уже контролирует почти 85% территории.
Многие журналисты увидели противоречие в том, что, с одной стороны, группировка объявлена в России террористической и запрещенной, а с другой — ее представителей официально принимают на Смоленской площади. Российский президент очень хорошо осведомлен о факте и сути переговоров, сообщил в пятницу, 9 июля, на традиционном брифинге его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Их проведение продиктовано политическим прагматизмом, а запрет «Талибана» в России связан с потенциальной угрозой, которую движение несет для стран Средней Азии, и с обязательствами в рамках ОДКБ. При этом непосредственно для России «Талибан» угрозы не представляет, более того — при определенных условиях может стать фактором стабильности, считает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский:
Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН «Значительное количество афганцев закончили высшие российские учебные заведения, элита страны хорошо относилась к Советскому Союзу. Кстати, часть элиты оказалась в рядах «Талибана». Это достаточно своеобразный процесс, но многое происходит неожиданно. Они прекрасно понимают, что на защите интересов государств Центральной Азии, конечно, будет стоять Россия. Там есть более опасный враг — ИГ (организация запрещена в РФ), который до сих пор для нас опасен. Их обещания бороться против ИГ для нас, конечно, играют роль».
Но у самого Афганистана перспективы сейчас неутешительные, считает директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар:
Омар Нессар директор Центра изучения современного Афганистана «Они все-таки делают ставку на силовой вариант. Не намерены пока идти на компромисс по мирному процессу, и это, конечно, не радует. Это может привести к тому, что и с той стороны люди будут стараться усилить позиции антиталибского альянса. Это может привести к тому, что боевые действия получат более широкий масштаб. Что касается будущего Афганистана, то пропасть между позициями талибов, Кабула и другими легальными политическими движениями очень велика. Я пока не вижу никаких признаков того, что стороны пойдут на компромисс».
Глава делегации «Талибана» шейх Шахабуддин Делавар заявил в Москве (причем, обращаясь не только к России, но и ко всему мировому сообществу), что они будут противодействовать контрабанде наркотиков из Афганистана. Эти обещания звучат весьма правдоподобно, так как подобный опыт уже был в конце 1990-х годов, говорит заведующий кафедрой политологии и социологии Экономического университета имени Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин.
Андрей Кошкин заведующий кафедрой политологии и социологии Экономического университета имени Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов «В 1996 году, это два года после создания талибов, они смогли снизить поставки героина за границу Афганистана с более чем 4,5 тысячи тонн до 180 тонн. Это уникальное снижение в результате борьбы против производства наркотических средств. Афганистан — это одна из стран, которая поставляет тяжелейшие наркотики не только странам Центральной Азии, России, они дошли до Европы и, говорят, появились уже в США. Подобного рода заявления — это оздоровление атмосферы в стране».
Талибам пока что не удалось взять под контроль ни один из крупных городов Афганистана. Но похоже, что это лишь вопрос времени. Президент страны Ашраф Гани заявил в четверг, 8 июля, что Афганистан сейчас переживает «один из самых сложных этапов переходного периода». Несмотря на заявления талибов по поводу неприкосновенности границы, Таджикистан уже объявил мобилизацию, на укрепление границы будут переброшены 20 тысяч резервистов. А Сергей Лавров заявил о готовности задействовать возможности базирующейся в Таджикистане 201-й военной базы — бывшей 201-й мотострелковой дивизии — для того чтобы «не допустить агрессивных поползновений» против союзников.